Алевиты представляют собой уникальное религиозное течение, которые одни исследователи считают формой шиитского ислама, другие же - самостоятельной религией. В Турции алевиты составляют от 10 до 20 % населения, т.е. порядка 8 -16 млн. Точнее сказать сложно, так как часть алевитов вынуждены скрывать свою веру. Правительство Турции настороженно относится к этой группе, поскольку она не вписывается в облик суннитской традиционной Турции, которую намерен строить президент Эрдоган. К тому же, многие алевиты являются глубоко светскими людьми: они отрицательно относятся к попыткам религиозного контроля правительства. Три важнейших принципа алевизма - уважение ко всем людям, терпимость к другим религиозным группам, почитание труда и работников.
Сами алевиты жалуются на дискриминацию при приеме на работу и государственные должности. Алевиты критикуют власти за то, что на уроках религии в школах им преподают суннитский ислам, а также за то, что на их налоги в их селениях строят суннитские мечети, как отмечает российский тюрколог Александр Сотниченко. Во времена Марашской резни 1978 г от рук погромщиков погибли более 100 алевитов. После неудачной попытки переворота в 2016 г толпы сторонников Эрдогана напали на кварталы, в которых проживают алевиты и курды, и пытались громить их, однако получили отпор.
Ключевые принципы религии алевитов включают:
-
Любовь и уважение ко всем людям («Важное дело — не религия, а человеческое существование»),
-
Уважение к другим религиям и этническим группам («Если вы делаете больно другому, молитва ваша ничего не стоит»),
-
Уважение к рабочим людям («Величайший почёт — труд»).
Алевиты выступают за равенство мужчин и женщин, сочувствуют идее светского общества, а многие из них симпатизируют различным социалистическим проектам.
Последнее вообще характерно для шиитского ислама. Можно вспомнить и учение Али Шариати, крупного шиитского теолога и социалистического мыслителя 20 века, и призывы лидера шиитов Тегерана Аятоллы Телекани передать всю власть ассоциации шур (выборных комитетов, советов) работников. Однако, в Турции такие проекты в 20м веке редко носили анти-государствнный либертарный (анархистский) характер. Если Шариати был сторонником прямой демократии работников, добивающейся своих целей методами прямого действия (т.е. был близко к анархизму, хотя и не использовал такие понятия), то в Турции абсолютное большинство сторонников социализма были государственниками. В лучшем случае это были идеи в духе социал-демократии, в худшем случае - различные версии большевизма (маоизм, сталинизм, троцкизм), реализация которых способна нанести любому обществу огромный вред, отбросив его назад к древнему деспотизму Азии (где авторитарное государство было верховным собственником земли и средств производства). Тем не менее, вряд ли в этом вина алевитов. Основа их религиозности не исключает и идеи сильного местного самоуправления и федерализации общества.
Алевиты верят, что каждый поступок человека должен следовать пути бога и подразумевает исполнение принципов их веры. У алевитов нет церквей или мечтей. Их молитвенные дома, джемеви, служат не для очищения или просьб, обращенных к богу. Очищение должно достигаться в мыслях и поступках людей ДО того, как они пришли в джем.
В молитвеный дом приходят уже очищеными для совершения медитативного танца "сема". Его танцуют вместе мужчины и женщины. Исследователи спорят об этом танце-медитации ("журавлиный танец"). Одни считают, что он имеет древнее тюркское происхождение, что он идет из глубокой древности, из шаминизма. Другие, например А. Сотниченко, полагают, что это суфийский танец. "Алевитская традиция, - сообщает российский тюрколог Александр Сотниченко,- "совершила огромный вклад в развитие турецкой музыкальной и поэтической культуры, так как во время сема' активно используются традиционные музыкальные инструменты (баглама, саз), игра на которых сопровождает песни религиозно-мистического содержания на стихи авторов - пиров XIV-XVI вв., среди которых наиболее известен Пир Султан Абдал... Вся традиция турецких народных песен türkü, очень популярная до сих пор - алевитская".
Может быть, такие течения, как алевитская вера являются альтернативой тем мрачным процессам, которые в настоящее время развертываются в мусульманском мире? Кто знает...
Добавить комментарий