Прошла незамеченнной годовщина восстания в еврейском гетто Белостока 16-20 августа 1943 г. Это восстание интересно тем, что оно имело сопоставимые масштабы с восстанием в гетто Варшавы, причем оба восстания связаны. До весны 1943 г подпольщики гетто Белостока поддерживали связи с Боевой организацией Варшавского гетто. Вообще, подпольщики воспринимали треугольник Вильно-Белосток-Варшава "как общую организационную территорию". Что же касается Вильнюса, то в 1942 г оттуда в Белосток приехали 28 активистов молодежных сионистско-социалистических движений «Дрор» и «Ха-шомер ха-цаир». А лидером движения стал 25-летний еврей из Варшавы Мордехай Тененбаум-Тамаров.
***
Белосток - столица русского (и еврейского) анархизма. Именно здесь, преимущественно среди евреев (в начале 20 в они составляли большинство белостокцев) начало свою деятельность наболее мощное анархистское течение в истории российских городов. Боевая и пропагандистская организация анархистов в этом городе организовала бесчисленное количество забастовок и боевых акций против царских армии, полиции, бизнеса и черносотенцев; конечной целью движения было восстание и создание в городе самоуправляющей Коммуны, по примеру Коммуны Парижа. Не будет преувеличением сказать, что 100-тысячный город, один из центров текстильной промышленности России, находился под частичным контролем рабочих-анархистов в 1905-1906 гг. Отсюда анархизм распространялся вместе с рабочими-мигрантами в другие регионы на Западе страны.
К началу 2-й мировой войны в городе анархистских организаций уже не было, над этим поработали правительства государств, которые контролировали в 20 в. Белосток: Росийской империи и Польской Республики. Позднее Белосток оказался в руках СССР, а затем был оккупирован Германией. Но здесь действовали представители других менее радикальных течений - сионисты-социалисты, бундовцы (еврейские автономисты-социал-демократы) и сталинисты.
В период немецкой оккупации было создано гетто, куда согнали до 60 тысяч евреев. В нем и появилась указанная повстанческая организация.
***
Практически все жители гетто и повстанцы были обречены. Общие ощущения участников восстания передает следующее высказывание члена подпольной организации гетто Ицхака Энгельманна: "Сегодня мы обсуждаем два способа умереть. Идти в атаку означает для нас верную смерть. Второй способ означает смерть в течение двух или трёх дней. Мы должны рассмотреть оба способа, — возможно, что-то и удастся предпринять."
Дело осложнялось еще и тем, что, как сообщает Еврейская Энциклопедия: "В районе Белостока создание еврейских партизанских отрядов было значительно сложнее, чем в других районах оккупированной Польши. Основная польская подпольная организация Армия Крайова, в которой действовал еврейский сектор и, которая в остальной части Польши помогала евреям, в Белостоке не только не оказывала никакой помощи еврейскому подполью даже во время восстания 1943 г., но в лесах, где отряды Армии Крайовой вели войну с немцами, они в то же время уничтожали еврейских партизан".
Возможно, мотивация повстанцев была похожа на ту, что имелась у части участников восстания в гетто Варшавы. Это был способ умереть без больших мучений, заодно унеся с собой в могилу побольше нацистов и их друзей. В самом деле, не за установление же большевизма, сионизма или бундовской еврейской автономии они боролись в обреченном городе. Хотя, нельзя исключать, кто-то из них хотел таким способом подчеркнуть значимость своих политических идей. Но главной целью восстания было вырваться из гетто (что было почти нереально) или умереть в бою. Было ли это восстание националистическим? Несомненно все или почти все его участники - евреи, вот только ни бундовцы, ни сталинисты не считали себя националистами и очень обиделись бы, если бы их так назвали. Сионисты - да, еврейские националисты. В любом случае национализм не имел прямого отношения к цели восстания - смерти-в-борьбе.
Основу повстанцев составили участники молодежных организаций сионистов-социалистов, Бунда и сталинистов. Выяснилось, что они вобрали в себя все наиболее активные силы белостокских евреев. Сам по себе этот факт весьма примечателен. Политшиза или нет, но воинами оказались почему-то прежде всего они. Даже если к ним затем присоединились некоторые другие, именно те, кого в современном мире часто считают политшизой, сделались ядром восстания.
Или те политактивисты были другими, не такими, как сегодня? Не мне судить, я не повстанец. Потом, не хочется уныло повторять: "Раньше были рюмочки, а теперь - бокалы, раньше были мальчики, а теперь - нахалы". Тем более, что некоторые современные левые и анархисты отправились воевать в Сирию, другие сидят за разные поступки. И все же, в те времена у всех левых течений, а так же у анархистов было принято считать образцовым поведение тех, кто совершил какой-нибудь героический поступок - участников и организаторов крупных забастовок и восстаний. Культ героев имел свои минусы - идеализация забастовщика и повстанца могла лишить его человеческих черт, обезличить, скрыть реального человека. Но он создавал образцы, которым стремились подражать. Напротив, для многих современных левых любая героизация сразу же объявляется "фашизмом". А вот в суд подать на босса или поплакаться на угнетение в связи с расказанным анекдотом про какие-нибудь меньшинства, это наоборот принято сегодня в их среде. Так может быть, если бы современные евролевые познакомились с теми, они бы их сразу в "фашисты" записали? Культ героев - это же "фашизм" по их мнению...
Движение делилось на фракции. Были образованы две группировки - "Блок А" и "Блок Б". В Блок А вошло левое крыло Бунда, сталинисты и сионисты Хашомер ха-Цаир. Блок Б был организован правым крылом Бунда, сионистской группировкой Дрор и рядом других. Во время первых столкновений с немецкими военными в феврале 1943 г (до начала всеобщего восстания) Блок Б не принял участие в боях.
Вы спросите, почему делились на фракции? Потому что бундовцы ненавидели сионистов: "Мы за права евреев боремся, а они хотят вывезти евреев в Палестину, лишить их родного языка идиш и заставить воевать с арабами, которые нам ничего плохого не делали". Причем ненависть эта имела полувековую историю, а сионисты платили им взаимностью. И те, и другие на дух не выносили сталинистов: "В СССР наших товарищей пересажали и перестреляли". А что творилось в головах сталинистов? Мне даже думать об этом не хочется. Никто ничего не забыл. То, что люди оказались в большой общей беде, как и то, что они в конце концов объединились после больших трений и не смотря на взаимное недоверие, объединились для того, чтобы убить как можно больше нацистов, не значит, что они стали друг друга сильно любить. С чего бы? Хотя, наверное, случалось всякое.
Среди повстанцев было много девушек. И среди командиров. И совершали они разные чудеса героизма. Взрывали себя вместе с немецкими солдатами, командовали боевыми группами. Наличие ряда командиров-женщин - не типичное явление для той эпохи. Но так было.
***
У повстанцев имелось всего 200-300 плохо вооруженных и в большинстве своем неопытных боевиков. На их складах находилось 130 единиц оружия: 25 немецких винтовок и обрезов, около 100 пистолетов, несколько автоматов, один пулемет. У остальных имелись лишь бутылки с бензином или холодное оружие - топоры и штыки. Со всем этим боевики намеревались противостоять вермахту.
В августе немцы приняли решение об окончательном уничтожении гетто Белостока. В ночь с 15 на 16 августа его окружили 3 кольца немецких войск и специальные полицейские батальоны, причем войскам были приданы полевая артиллерия, танки и самолеты. Тем не менее, еврейское гетто Белостока погибало в сражении 5 дней, но даже после того, как оно было разрушено, повстанцы, укрывшиеся в руинах (там были созданы специальные бункеры), продолжали по ночам выходить из руин, убивать немецких, литовских и украинских полицейских, и это продолжалось 2 месяца. В общей сложности немцы и их наемники потеряли 100 человек убитыми и несколько сотен ранеными: результативность совершенно фантастическая, с учетом того, что бои с вермахтом (хотя и не только с вермахтом) вели плохо обученные люди, вооруженные практически ничем.
***
Возможно, эти события воспринимались их участниками как Апокалипсис. Представим себе, что прямо сейчас в центре цивилизованной европейской страны государство организует физическое уничтожение нескольких миллионов человек. Первоначально их запирают в гетто, потом вывозят в лагеря смерти или расстреливает. Это кажется невероятным. Очень резкий переход - вчера просто жили, сегодня - в расход полгорода. Не верится? Но вот - события в бывшей Югославии во время гражданских войн. Мы очень легко забываем, как оно бывает. Надо понять: всегда возможно все. В жизни нет никаких железных закономерностей. Жизнь очень пластична. Даже слишком.