"Работа - последнее прибежище тех, кто больше ничего не умеет" (О. Уайльд )
Наверное, мало кто задумывался над тем, почему один из героев романа Д. Дефо "Странная жизнь и удивительные приключения Робинзона Круза, описанные им самим" носит имя Пятница. Для 17 века фетиш данного дня конечно же не имел такого значения, какое он имеет сейчас, но все же сравнение с дикарем, которого пытаются обучить и сделать своим рабом, представляется довольно уместным.
Общество потребления сегодня навязывает человеку определенную модель поведения, которое в рамках капитализма имеет упрощенную и уточненную форму в виде лозунга: "потребляй, работой, сдохни". Обывателю же это представляется в виде полноценной пятидневной рабочей недели с 9 до 18. И среднестатистического человека это положение вроде как вполне устраивает. Как говорил сам Дефо: "Человек - создание по меньше мере недальновидное, особенно когда берется утверждать, что он счастлив, или полагает, что может жить своим умом". Многочисленные революции выбили у капиталистов 8-ми часовой рабочий день. Еще в начале прошлого века рабочий день вполне мог достигать 11-14.5 часов и это считалось нормой. Но совершенно непонятно, почему освобождение человека не пошло дальше. Казалось бы, стремительное развитие науки и техники вполне позволяло разгрузить рабочий день. Эффективность труда возросла бы многократно, если бы применялось его разнообразие и индивидуализация под каждого трудящегося, в зависимости от его интересов и творческих возможностей. Но этого не произошло, потому что состоялась реставрация капитализма в его самых грубых формах. Марксисты были абсолютно правы, говоря, что эффективность социалистического производства выше, чем эффективность капиталистического. Эта эффективность в странах с государственным социализмом не в малой степени обеспечивалась феноменом гештальта рабочего ("целого больше, чем сумма его частей"), получившего свое теоретическое обоснование в работе Эрнста Юнгера "Рабочий. Господство и гештальт". Работа в социалистических государствах переставала восприниматься инструментом к получению прибыли, а становилась смыслом жизни. Осознанная, (но все-таки не до конца, поскольку инициатива исходила не от самих творческих масс, а от государства) мобилизация на конкретное производство давала фантастические успехи. Но в своей правоте в плане производительности многим социалистам, к сожалению, не удалось избежать серьезной ошибки - фетишизации труда.
Капитализм в целом не рассматривает человека как личность. Капитализм рассматривает человека через его функцию, направленную на получение прибыли капиталистом-нанимателем. В свою очередь "экономика капитализма", а можно сказать и идеология капитализма, переносится и на отношения между людьми опять-таки через функции к удовлетворению потребностей. Но эта модель не вполне эффективна на обоих уровнях. Человек это не машина и не пристройка к ней. Об этом два века назад напоминали капиталистам луддиты, разрушающие ненавистные машины, обрекающие их на нищету и безработицу.
Человек это индивидуум, которому изначально присуще чувство справедливости, которое только в процессе воспитания и многочисленных несоответствий получаемого в детстве с действительностью начинает искажаться. Справедливость можно понимать предвзято, однобоко, но очевидно, что ее хотят все хотя бы в отношении себя самого. Бесконечные штуки в ожидании рабочими гражданами пятницы лично на меня наводят ужас. Как говорил Ницше: "Человек, не имеющий 2/3 времени на себя, должен именоваться рабом". И хоть, по словам самого Ницше, "философия это удел праздных людей", пятничный сигнал может свидетельствовать только о том, что миллионы людей глубоко несчастны. Они не вполне являются хозяевами своего времени, своей жизни. Анархисты с 19 в. выступают за постепенное сокращение рабочего времени до 6-5-4 часов, упирая на творчество в труде. Остальные 3-4 часа они выделяют на творческое развитие, переквалификацию и т.д. Очевидно, что этимология самого слова "работа" восходит к слову "раб". А раб это существо подчиненное воли господина. Хороший раб для господина не должен понимать своего рабства. Собственно, с целью попытки объяснения положения большинства наемных работников, смеющихся над ужасными шутками про пятницу, и писалась данная заметка. В свою очередь я бы порекомендовал не вполне осознанному понятию работа эво/революционировать в осознанный труд над производством чего-то конкретного, приносящего пользу обществу. Только осознанный труд может достичь максимальной степени эффективности. Только осознанный труд может позволить человеку ощутить подлинное счастье от труда.
Заметку подготовил propheto
Добавить комментарий