В заметке об идеях левых эсеров и других представителей народнического самоуправленческого социализма подчеркивалось, что согласно их доктрине, каждый человек получал право свободно записаться в любую национальную общину по своему выбору. Такая мысль многим кажется неожиданной.
Этничность считалась левыми эсерами делом свободного индивидуального самоопределения человека, результатом его личного выбора, а не вопросом крови, происхождения и\или принуждения. Например, ты родился в еврейской или в татарской семье, но ты не знаешь языка и литературы своих дальних родственников, зато воспитывался с детства в русской или немецкой культуре и ты считаешь себя русским\немцем. Что ж, таков твой выбор, это - твое право. Впрочем, бывает и наоборот. Надежда Брюллова-Шаскольская, русская потомственная дворянка и один из ведущих теоретиков народнического социализма по национальному вопросу, приняла иудаизм и с полным основанием считала себя еврейкой.
В принципе, многие люди осознают, что вопрос культурной идентичности, это вопрос языка, а не крови и происхождения. Негр, воспитанный во франко- или русско-язычной среде\семье будет обычным парижанином или москвичем, а его цвет кожи к этому не имеет никакого отношения. Но важна так же свобода выбора идентичности, этнического самоопределения или его отсутствия - никто не запрещает считать себя космополитом.
Впрочем, левые эсеры, прежде всего, другой их теоретик, Михаил Шелонин, критически относились к космополитизму, считали его забавой богатых людей, буржуазным извращением, не имеющим никакой привязки к реальной жизни абсолютного большинства людей, говорящих и думающих на национальных языках, привязанных к определенной местности и т.д. Но в наши дни, в отличие от начала 20 столетия, в дни, когда цивилизация развивается благодаря всемирной сети и многомиллионным потокам рабочих-мигрантов, в эти дни глобальной многоязычной цивилизации, космополитизм - отказ от какой-либо определенной этнической идентичности - вполне может стать здоровым основанием для личного или общественного развития. Человек может расти и развиваться, вбирая в себя идеи и представления разных цивилизаций. От английской поэзии 19 века до средневековой персидской архитектуры. От кино итальянского неореализма, до изучения индийского танца и древней философии.
Впрочем, и сегодня это бывает очень не легко для многих, даже несмотря на интернет и потоки перемещенной рабочей силы. Такое погружение требует возможности учиться и массы свободного времени. И здесь важен еще один элемент левоэсеровской и народнической национальной доктрины - трудовластие.
Левые эсеры, эсеры-максималисты и некоторые течения анархизма выступали за "чистую власть Советов" (а не партий), за власть избранных (от трудовых и территориальных коллективов работников) комитетов самоуправления. Считалось, что собрание компактного трудового или территориального коллектива может по своей воле сместить или заменить любого депутата в любой момент, а так же дать ему определенный наказ. В этом случае демократия является реальной - трудовой и прямой. Так вот, левые эсеры были сторонниками трудовластия и противниками буржуазного строя, выступали против эксплуатации наемного труда, (т.е., против тех, кто присваивает результаты коллективного труда большого числа людей и распоряжается ими по своему усмотрению.). Они выступали за превращение экономики в ассоциацию самоуправляющихся предприятий (управляемых выборными советами). Как ни странно, одна из важнейших причин того, почему они так думали, была связана с идеей развития национальной культуры.
Большое количество людей лишены возможности полноценного национально-культурного развития, так как у них нет денег и времени для того, чтобы посещать театры, изучать национальную литературу и искусство, учиться и расти. Во всяком случае, масса бедного населения вынуждена постоянно "крутиться" в поисках заработка, не имея возможности учиться и развиваться. Национальная культура присваивается, направляется и контролируется олигархической верхушкой, отчуждается от нужд и потребностей громадной части населения. (Или, того хуже, бизнес превращает ее в индустрию дешевых развлечений, поощряя худшие черты народной культуры.). Лишь трудовластие, по мнению левых эсеров, является мостом, позволяющим соединить большое число людей с ценностями национальной (и мировой) культуры. Трудовластие обеспечивая прямую власть большинства людей на производстве и территории, строит общественную экономику в виде ассоциации самоуправляющих кооперативов, которые сами распоряжаются результатами своего труда. Так трудовластие, по мнению левых эсеров, превращает большинство людей в хозяев своей жизни, создает условия для роста их благосостояния и возможности для их развития.
На фото Надежда Брюллова-Шаскольская
Добавить комментарий