Двадцатые годы в СССР - диктатура партии большевиков. Но в то же время процветала смешанная рыночная экономика, бурно развивался частный сектор. В Европе и США так же наблюдался экономический рост. Это была т.н. "Эра джаза". После эпохи войн, революций и голода (1914-1923 гг) наступило расслабление, связанное с временным установлением мира в Европе и с подъемом капиталистической экономики. Люди стали терпимее относиться к разнообразным формам сексуальности, даже там, где они были запрещены формально. Что до СССР 1920-х, там официально разрешены светские браки, аборты, а гомосексуалов перестали подвергать репрессиям.
Конец 20х - начало 30х - экономический кризис. Мировая финансовая система разрушалась в ходе Великой Депрессии, банки закрывались, заводы останавливались, международная торговля сокращалась. По определению социального исследователя и экономиста Карла Поланьи: "Лопнула золотая нить мировых финансов, опоясывавшая земной шар". На смену свободной торговле пришли автаркические империи - куда более замкнутые экономические системы. Одной из них и стал сталинский СССР: с начала 30х резко падают объемы международной торговли.
Чтобы выйти из депрессии государство занялось мобилизацией и реконструкцией общества. Оно все более активно вмешивается в общественную жизнь и строит плановую экономику. Государственная мобилизация рабочей силы и голод потребовали суровых мер: затягивания поясов, налаживания жесткого порядка, усиления политической диктатуры, чтобы держать под контролем голодающее население. Нужно было мобилизовать для восстановления разрушенной экономики общество, которому государство мало что могло предложить в качестве компенсации за тяжелый труд. Кроме того, обстановка в мире была нестабильной и в ряде стран, включая СССР, шла подготовка к войне.
Теперь секс подлежал строгим ограничениям. Работать и готовиться к войне, а не заниматься любовью, - вот подлинный девиз того времени. Усилился контроль государства над всеми проявлениями жизни, включая сексуальную сферу. В СССР 30-х, как и в некоторых других странах, включая Германию, государство стало проповедовать суровую консервативную мораль. Происходило возвращение к семейным ценностям, были запрещены аборты и гомосексуализм.
"Хватит непотребствовать, упал-отжался! Родину надо защищать, работать и вообще развели разговорчики в строю. Пидор? Тебе что, баб мало? Для тебя есть трудовой лагерь. Аборт? А кто будет на фабрике работать, в строю стоять? Мы тебе самому аборт головы сделаем. Гулящая? Мы не позволим разрушать крепкую советскую семью! Смотри, сука, мы за тобой наблюдаем".
Крепкая советская семья должна была обеспечить: а) восстановление рабочего после работы, б) деторождение, в) необходимое режиму воспитание детей "в правильном духе", ибо государство нуждалось в новых рабочих и солдатах. Естественно, ни о каких абортах или гомосексуализме не могло быть и речи.
В подсоветском кинематографе той эпохи можно, например, увидеть сцену, когда девушка, случайно склонившая голову во сне на плечо шофера автомобиля, подвергается общественному осуждению.
Хотя после Сталина в обществе и государстве отношение к сексуальности стало чуть мягче, общие консервативные нормы морали СССР были заложены именно Сталиным, точно так же, как и, например, основы плановой экономики.
Нужно добавить, что 30е гг стали так же эпохой массового переселения из сел в города - эпохой невиданной в истории индустриализации и урбанизации. Лик города стремительно менялся. Десятки миллионов переселились туда из деревни в течении нескольких десятилетий и устроились рабочими на фабрики. Старый рабочий класс растворился в этой среде. Более свободная городская мораль была вытеснена консервативной сельской (которая, правда, со временем сама стала разрушаться, но это произошло не сразу).
Возможно, правы сторонники Троцкого, говоря о том, что сталинский режим, находившийся в поисках массовой опоры, обнаружил поддержку среди переселенцев из села. Конечно, не стоит преувеличивать: многие переселенцы ненавидели режим большевиков за голод, колхозы и репрессии. Но в то же самое время, сталинская проповедь консервативной морали нашла определенную поддержку у подсоветских людей, ибо соответствовала их картине мира. Например, в воспоминаниях женщин, участниц второй мировой войны на стороне СССР, говорится, что часто дома родня и\или соседи встречали их плохо: "Провела несколько лет среди мужчин, значит ты - подстилка, кто тебя такую замуж возьмет?".
Добавить комментарий