Классик французской литературы 19-го века Оноре Бальзак (скорее всего-сейчас малочитаемый, но до сих пор гениальный и местами актуальный даже для нашего времени) раскрыл современный ему мир журналистики в романе " Утраченные иллюзии", который вышел в свет в 1843 году. Этот роман и до сих пор считается шедевром, но я сейчас не об этом. В тексте романа тонко раскрыта связь буржуазного общества в целом и журналистики. Каковы же основные характерные черты этой ( по преимуществу-продажной) журналистики? Это-и газетный шантаж всего и вся, это-и филигранная техника написания статей одновременно "за" и "против" одними и теми же авторами за разными подписями, это и многое другое.
Журналисты того времени (но , в определённом смысле и с учётом времени - и журналисты современные) , как правило, являются своеобразными политическими флюгерами, меняющими свои политические взгляды с изумительной лёгкостью в зависимости от политической коньюнктуры, в зависимости от заказа тех или иных групп буржуазии. Они пишут статьи то за короля, то против короля, то в поддержку одного литературного течения, то в поддержку другого, то осуждают какой-либо спектакль и пьесу , идущую в театре, то всячески расхваливают и её и исполнителей. Такие журналисты могут уничтожить своим " творчеством" любого человека и любое явление, если это понадобится им или их хозяевам.
" Журналист-это акробат",-говорит один из персонажей романа, типичнейший журналист Этьен Лусто, остроумно характеризуя собственную, а также и своих товарищей, изумительную политическую "гибкость".
Конечно, растлённость прессы неотделима от растлённости общества-здесь одно дополняет и развивает другое. Однако, несмотря на всю свою продажность ( я говорю о продажности буржуазной прессы), пресса, как времён Бальзака, так и последовавших за ними, вплоть до настоящего времени, необыкновенно могущественна и более того-необходима обществу (необходима сама пресса, но вовсе не её продажность). Пресса и СМИ вообще-не только и даже не столько орган информационный, сколько орган пропаганды, воспитания, развлечения и много ещё чего. И тут хочется отметить, что стремление ограничить свободу прессы, которое непрерывно и неизбежно возникает у властей разных уровней,-зло во много раз большее, чем само существование прессы в принципе. Кропоткин, к примеру, считал свободу печати, наряду с другими такими свободами,-мнимым правом и считал, что впоследствии такие права будут выкинуты народом за борт общественной жизни. В то же время, он указывал, что " из этого не следует. что до того дня, когда анархическая революция уничтожит все социальные различия, мы согласны, чтобы печать была порабощена, как в Германии...." Какими бы рабами капитала мы не были, мы хотим печатать всё, что найдём нужным...для того, чтобы как можно скорее свергнуть постыдное иго капитала".
Безусловно, пресса нужна ( не продажная, а революционная), нужна и свобода пропаганды и воздействия словом, для того, чтобы была возможность доносить свои (революционные) идеи и готовить общество к освобождению.
Вполне можно отнести к прессе , к свободе и к свободе слова следующее высказывание Камю: " Самая оклеветанная из сегодняшних ценностей-это, несомненно, свобода, потому что в течение ста лет общество торгашей нашло для свободы исключительное и одностороннее применение, считая её скорее правом, чем долгом, и не боясь как можно чаще превращать принцип свободы в орудие угнетения". Исходя из этих точных слов, мне кажется вполне очевидным, что для современной революционной прессы-как раз революционный долг стоит на первом месте, а принцип свободы ( в том числе-свободы слова) должен являться и является орудием борьбы против всякого угнетения.
Добавить комментарий