Постоянно встречаю в сети рассуждения о том, что у ISIS (ИГИЛ, Исламское Государство, Халифат) "есть альтернатива", некий новый проект общества, который привлекает массу сторонников. Но в чем конкретно заключается альтернатива? Какие принципиально новые решения экономических, социальных, политических и этнических проблем, стоящих перед современным обществом, предлагает ISIS?
Известно, что ISIS создал на части территории Ирака и Сирии абсолютную монархию во главе с халифом. Эта монархия опирается на религиозное право в оригинальной трактовке салафитов, причем другие салафитские группы (не говоря о большинстве мусульман) такие трактовки отвергают, находя их жестокими или неприемлемыми по другим причинам. Иными словами, речь идет о религиозной секте монархистов, чьи взгляды, по ее мнению, недопустимо критиковать, практикующей жестокие наказания, включая публичные казни иноверцев.
ISIS выступает за поголовное уничтожение мусульман-шиитов (в том случае, если они не переменят веру), составляющих 2\3 населения Ирака (около 20 млн человек). Всего в мире 150 млн шиитов и как заявили представители ISIS, они готовы уничтожить даже 200 или 500 млн шиитов, если потребуется. Параллельно ISIS организовали массовое уничтожение и изгнали курдов-езидов (носителей оригинальной религии, которую ISIS считает еретической). При взятии силами ISIS иракского города Мосул из него бежали 500 тыс шиитов (цифра неоднократно озвучивалась различными источниками) и 130 тыс христиан (1). ООН обвинила "Исламское государство" в геноциде езидов (2). Хочу отметить, что нападения на езидов и шиитов не являются секретами ISIS. Напротив, судя по выложенным в сети роликам, организация даже гордится своими успехами в борьбе с ними и постоянно информирует об этом общественность.
В экономике ISIS защищает частную собственность (в том случае, если ее владельцы лояльны халифу) и наемный труд. Практически же дело устроено так, что они продают сырую нефть из захваченных месторождений в Иракский Курдистан и Турцию, зарабатывая на этом около миллиона долларов в день (3). Полученные суммы ISIS использует для закупки оружия и, возможно, для поддержки семей своих бойцов и какой-то части лояльного населения. Вряд ли подобная экономическая система может быть эффективной: роль сырьевого придатка индустриально развитой Турции (в сочетании с ультраконсервативным религиозным мировоззрением) - совсем не то, из чего обычно вырастают высокие технологии и современная наука.
В добавление к привычным для периферийного сырьевого капитализма хозяйственным и политическим отношениям, ISIS ввел систему рабства. "Когда речь зашла о казнях и рабстве, особенно среди женщин, участников разговора захлестнули эмоции. «То есть вы и правда считаете, что человечество должно развиваться по пути рабовладения и казней?» – осведомился Тоденхофер (немецкий исследователь - прим.). «Рабы прекрасно двигают прогресс, – последовал ответ. – Только глупцы думают, что среди христиан и иудеев не практикуется рабство. Многих женщин гораздо худшим образом склоняют к проституции. Скажу так: рабство отлично нам помогает, и мы продолжим казнить людей и уводить в рабство, ведь это часть нашей религии… многие рабы обратились к исламу и были освобождены»" (1).
К сожалению, у современных экономистов и историков иное мнение: рабство (не считая разнообразных очевидных социальных и гуманитарных издержек) - экономически неэффективно. Например, именно наличием рабства многие историки объясняют неспособность древних греков внедрить в жизнь их замечательные прогрессивные идеи, включая паровую машину и различные автоматические устройства. Хотя, если сторонники ISIS хотели бы здесь обсудить тему и выдвинуть свои аргументы в защиту "прогрессивного института рабства", то я не против...
Пример ISIS подтверждает выводы особого направления экономической науки - институциональной экономической теории. Существует глубинная взаимосвязь между экономической системой, основой которой является производство и экспорт сырья, и политико-правовой системой, характерной для стран, занимающих эту нишу в мировом рынке (среди них Иран, Венесуэлла, Саудовская Аравия, Россия и др.). Для части таких стран характерно сочетание диктатуры и консервативной идеологии, что далеко не случайность. Приведем здесь небольшую цитату из работы современного российского исследователя Владислав Клочкова: "Чем плоха сырьевая экономика?":
"Есть такая характеристика — специфичность ресурсов... Она показывает, насколько ценнее данное благо именно для данного владельца, чем для прочих. Специфичность вызвана уникальностью сочетания разных видов ресурсов. Например, туннельный электронный микроскоп обладает высокой специфичностью: для большинства обывателей это лишь железяка, ценность которой определяется возможностью сдать ее в пункт приема цветных металлов. Но для человека, умеющего с ним обращаться, это инструмент, способный дать гигантскую выгоду (и денежную, и нематериальную). Какое отношение это имеет к правам собственности? Самое прямое. Специфичные ресурсы, в отличие от неспецифичных, сложно или не очень интересно отбирать у их нынешних владельцев. Забери у «Майкрософта» материальные активы — компьютеры, здания, где сидят программисты, и что? Самое ценное раскулаченные программисты унесут в своих головах. Забрали бы в свое время у американского авиаконструктора и промышленника Игоря Сикорского фирму «Sikorsky Aircraft» — и что? Рейдеры смогли бы проектировать и выпускать вертолеты?... Сырьевые отрасли находятся на противоположном конце шкалы специфичности ресурсов. И если забрать нефтяное месторождение, вышки и трубы у одного олигарха, и передать другому — как ни обидно это слышать защитникам М.Б. Ходорковского, компания не рухнет... Это не фирма Сикорского — бизнес не тот. И прибыль новому владельцу нефтедобывающая компания будет приносить не меньшую, чем прежнему. Причем все так же без особых усилий с его стороны. Капитализация на бирже, правда, упадет (на что упирали плакальщики по ЮКОСу), но именно потому, что миноритарные акционеры почувствуют — их «права собственности» на самом деле ничего не стоят. Истинный собственник — другой ... Если в других отраслях основной источник дохода — труд и интеллект, то в сырьевых — дармовая рента (дармовая, конечно, не для тех, кто на буровой, а для получателей основных доходов). А подобрать деньги, валяющиеся под ногами, всегда найдутся желающие. Поэтому в сырьевой экономике главное занятие — отобрать чужое и удержать, чтобы не отобрал кто-то другой. А главные люди — не рабочие, не организаторы производства... а силовики" (4).
Иными словами, кто сильнее, тот и отжал скважины, ибо управлять ими много легче, чем IT-производством. Сырьевая экономика провоцирует рейдерство, и, в конечном счете, торжество самых крупных рейдеров - силовиков, то есть диктатуру. Там, где силовики оказались недостаточно сильны, их замещают более мощные группировки, устанавливающие свой собственный диктаторский режим. Действия ISIS в Ираке, если отвлечься от религиозных споров между различными течениями ислама, есть ни что иное, как рейдерский захват нефтяных месторождений.
Развивать науку и технику в сырьевой экономике не обязательно, на этом можно экономить. Зато допустимо использовать некоторые установки традиционных религий для идеологической обработки населения, с тем, чтобы обеспечить его лояльность. Так же, можно рассказать историю про то, как в более развитой и богатой Европе "утвердились у власти радикальные гомосексуалисты" (дабы население не завидовало и не пыталось подражать ей) и т.д., вплоть до утверждений, характерных для отдельных сект салафитов, что мир - плоский. Качество добываемой нефти от этого не пострадает, а ученые и специалисты в области хайтека данной системе не требуются.
Конечно, со временем сложившаяся ситуация может привести к экономическому и политическому коллапсу. Не вечно же люди будут использовать нефть. К тому же, старые месторождения, не требующие больших затрат, рано или поздно истощаются, добывать нефть становиться все сложнее, отсюда необходимость научных исследований, новых технологий разведки и добычи черного золота. Наконец, отсталость ведет к военным поражениям в борьбе с более развитыми в научно-техническом плане соседями. А попытка привлечь транснациональные компании для разработок нефти способствует росту внешней зависимости. Но обо всем этом стараются не думать (думать в таких общественно-политических системах вообще небезопасно). Сегодня мы в силе, а после нас хоть потоп.
Итак, что мы имеем? Политическая система ISIS - абсолютная монархия, халифат. Публичные казни в ней - метод правосудия. Тотальное уничтожение представителей некоторых конфессий и этносов - способ решения этно-конфессиональных проблем. Рабство понимается, как способ "двигать прогресс". Все вместе обусловлено той нишей, которую ISIS занимает в мировом рынке - он является сырьевым придатком промышленно-развитой Турции, экспортируя туда нефть. Мне не нравится европейский и американский капитализм, но данная альтернатива как-то не выглядит особенно убедительной, привлекательной и прогрессивной. Или я чего-то не знаю?
Ссылки
1. Юрген Тоденхофер о путешествии по территории ИГ
2. ООН обвинила "Исламское государство" в геноциде езидов
3. ISIS продает в день нефти на миллион долларов в день
4. Чем плоха сырьевая экономика?
На фото беженцы-езиды
Добавить комментарий