Сантьяго Сьерра: проект «Чёрный флаг»

BlackFlag  Santiago Sierra

Если на сайте известного испанского художника Сантьяго Сьерры открыть страницу проекта «Чёрный флаг», можно увидеть фотографии земного пейзажа, в заснеженном минимализме похожего на поверхность Луны или Марса, и на краю планеты на фоне светлого неба развевается чёрный флаг.

Международный символ анархистского движения был установлен экспедицией под руководством Сьерры в точке 90 градусов северной широты, также известной как географический Северный полюс, 13 апреля 2015 года. Проведение экспедиции стало возможным благодаря коллаборации с базирующимся в Лондоне фондом искусства a/political (из последних проектов, поддержанных фондом, выставка Эрика Булатова на юге Франции) и культурологом Лутцом Хенке.

Экспедиция отправилась из норвежской провинции Свальбард (архипелаг Шпицберген) на российскую ледовую базу Барнео. Так в списке стран, перечисленных на сайте, где художник проводил акции, перфомансы или создавал произведения, появились Норвегия и Россия. Вокруг базы было совершено несколько путешествий с целью установить флаг и задокументировать процесс установки.

А уже 14 декабря 2015 года, ровно через 104 года после старта норвежской экспедиции Руаля Амундсена, художник установил ещё один чёрный флаг на географическом Южном полюсе. Монохромные флаги на двух полюсах обозначили планетарную ось, маркированную утверждением освобождения.

Чёрный флаг известен как символ анархистского, антигосударственного, антикапиталистического движения. По мнению арт-критика Майка Уотсона:

"Анархистский символ отрицает национальный интерес тем же образом, каким национальные флаги, валюты, памятники и обряды укрепляют его. И в дальнейшем этот жест, предпринятый в качестве художественного высказывания, раскрывает, что механизмы государственной власти не более весомы, чем декларация художника. Очевидно, это происходит потому, что природа создания произведения искусства видится в сущности такой же, как процессы создания национальных государств."

Начиная с эпохи Великих географических открытий путешественники мечтали достичь полюсов не в качестве символического жеста торжества человеческих возможностей, но для расширения торгового влияния, аннексии территорий и усиления власти отдельных государств. В начале ХХ-го века к обоим полюсам после многих неудачных попыток были наконец совершены успешные экспедиции.

Сегодня Арктика разделена между соседними странами: Канадой, Норвегией, Россией, Данией (Гренландия) и Соединенными Штатами.

Использование Антарктики регулируется условиями Договора об Антарктике, который был подписан 12 странами в 1959 году, вступил в силу в 1961 году, и в настоящее время уже 53 страны подписали это соглашение.

При этом уже в ХХ-ХХI веке возникает ряд виртуальных государств, основатели которых обнаружили, что Антарктическое соглашение запрещает выдвигать территориальные претензии в Антарктиде государствам, но не отдельным лицам и микрогосударствам. Так появились Вестарктика, Королевство Фининсмунд, Великое Княжество Фландренсис, государство Keep Watch, Федеративные штаты Антарктиды и другие. Эти декларированные государства не признаются странами, участницами договора.

Договор об Антарктике, аналогичный по форме национальной конституции, предусматривает, помимо всего прочего, что: "Антарктика используется только в мирных целях (статья I)" и провозглашает "свободу научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этих целях, и что результаты находятся в свободном доступе (статья III)".

Работа Сьерры в своём роде отражает дух этого договора, в котором признается, хоть и невольно, тот факт, что мир не должен быть разделён на конкурирующие страны, а они могли бы объединить усилия для достижения общего блага.

C 20-го августа по 13-е ноября 2016 года в галерее Nikolaj Kunsthal  в Копенгагене прошла выставка, где была показана фотодокументация двухчастной акции Сантьяго Сьерры "Чёрный флаг." Также на выставке звучали полевые записи, выполненные на обоих полюсах, изданные на виниловой пластинке. Записи можно послушать на сайте: http://www.santiago-sierra.com/201505_1024.php

Флаги, насколько известно, остались на своих местах.

Александра Орлова

В рамках проекта НИИ Будущего

Сантьяго Сьерра (исп. Santiago Sierra; р. 1966) — современный испанский художник. До 1995 года жил на родине, в Испании. С 1995 года — в Мехико (Мексика). Скульптура в традиции лэнд-арта, концептуальная фотография, перформансы, критикующие социальные и политические отношения, — всё это присутствует в его художественной практике.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

3 месяца назад
3