О книге: Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.
Эта книга появилась во Франции в 1970 году. В то время в Советском Союзе об «обществе потребления» мечтали как о манне небесной лишь наиболее продвинутые западники. Но постепенно культ джинсов, кроссовок, непонятной (а потому особенно привлекательной) западной музыки подчинил себе души молодых людей. Среди них проходило своего рода антисоциалистическое соревнование: чья «фирма круче»? Теперь от обилия лейблов и рекламных щитов рябит в глазах. Прибавилось ли счастья?
Жан Бодрийяр писал свое «Общество потребления» на волне эйфории роста благосостояния, когда такие вещи, как телевизор, холодильник, стиральная машина, автомобиль стали доступны для подавляющего большинства населения. Обилие товаров на любой вкус, громадные супермаркеты, в которых полки ломились от многообразных продуктов в ярких упаковках, казалось, говорили: вот он земной рай, вот он наступил. Торговые комплексы разрослись до размеров целых городов. В них можно купить все: от шнурков для ботинок до видеокассеты с новейшим фильмом. Тут же можно пообедать в ресторане, посмотреть книжные новинки, полистать свежую газету, послушать любимую музыку. Лозунг только один: всякое желание должно быть немедленно удовлетворено.
Но, как показывает Бодрийяр, такое положение – только на поверхности. «Общество всеобщего изобилия», оказывается, вовсе не ликвидирует неравенство. Наоборот, оно его структурирует в невиданных ранее размерах. Все люди оказываются включенными в бесконечную гонку за повышение или даже подтверждение своих статусных ролей. И критерием здесь оказывается престижное потребление. Важно не только, есть у тебя автомобиль или нет, но и то, какой он марки, куплено ли платье в бутике или заказано у модного кутюрье, пахнет ли от тебя дорогим парфюмом или дешевым одеколоном. Поразительно, но в обществе потребления наиболее престижным богатством становится доступ к чистой воде и чистому воздуху, возможность наслаждаться тишиной. В обществе потребления не приветствуется прямое насилие, но каждый человек, в качестве потребителя, находится под мощнейшим прессом телевидения и вездесущей рекламы, которые контролируют все: от причесок до политических взглядов, от предпочтительной марки шампуня до манеры выражать свои мысли. И людям просто не остается времени для того, чтобы поразмыслить и отвлечься от обрушивающегося на них потока информации. Как отмечает Ж. Бодрийяр, «массовые коммуникации дают нам не действительность, а головокружение от действительности».
Автор классического трактата об обществе потребления показывает, что новейшая эпоха вывернула наизнанку весь прежде устойчивый и понятный мир, превратила пороки в добродетели, заставила людей смириться с абсурдностью существования. «Происходит деградация коллективной среды обитания вследствие экономической деятельности: шум, загрязнение воздуха и воды, разрушение ландшафта, нанесение ущерба жилым районам вследствие строительства новых объектов (аэропортов, автодорог и т.д.). Автомобильное нагромождение имеет тяжелейшие последствия в технической, психологической, гуманитарной областях; но какое это имеет значение, если необходимое инфраструктурное оборудование, дополнительные издержки на бензин, издержки на уход за пострадавшими и т.д. – все это будет, вопреки всему, подсчитано как потребление, то есть станет под прикрытием валового национального продукта и различных статистик показателем роста и богатства!»
Бодрийяр в отношении общества потребления стоит не на апологетической, а на критической точке зрения, «согласно которой система живет структурным неравновесием и нищетой, а ее логика не конъюнктурно, а структурно в целом амбивалентна: система поддерживается, только производя богатство и бедность, производя столько же неудовлетворения, сколько и удовлетворения, столько же вреда, сколько и прогресса. Ее единственная логика заключается в самосохранении, и в этом смысле ее стратегия состоит в удержании человеческого общества в неустойчивом положении, в постоянном дефиците. Известно, что система традиционно и мощно помогает себе войной, чтобы выжить и восстановиться. Сегодня механизмы и функции войны интегрированы в экономическую систему и в механизмы повседневной жизни».
Французский философ четко формулирует причину повальной погони за модой, охватившей «развитые страны». Он видит ее в институализации новой религии потребления: «Монополистическая индустриальная концентрация, уничтожая реальные различия между людьми, делает однообразными личности и продукты и одновременно освящает царство дифференциации. Это почти как в религиозных и социальных движениях: именно вследствие оттока их первичного импульса устанавливаются церкви и институты. Здесь также вследствие утраты различий устанавливается культ различия».
Для новой религии выбран и объект поклонения. В отличие от классических религиозных культов, сосредоточенных на спасении души, общество потребления культивирует поклонение телу. «Его «новое открытие» после тысячелетней эры пуританства, произошедшее под знаком физического и сексуального освобождения, его вездесущность в рекламе, в моде, массовой культуре, гигиенический, диетический, терапевтический культ, которым его окружают, навязчивость молодости, элегантности, мужественности или женственности, ухода, режимов, жертвенных занятий, которые с ним связаны, миф Удовольствия, который его окутывает, - все сегодня свидетельствует, что тело стало объектом спасения. Оно буквально заменило собой душу в этой моральной и идеологической функции».
Жан Бодрийяр, воспитанный в секуляризированных традициях вынужден прийти к неутешительному выводу: «Нужно предположить, что целое общество, «анонимное общество», общество с ограниченной ответственностью заключило контракт с Дьяволом, продало ему все трансцендентное, всю финальность за изобилие и теперь страдает от отсутствия целей». Слугами дьявола выступают могучие монополии, чья «щупальцевидная суперструктура далеко превосходит простую функциональность социальных отношений, становясь «философией», системой ценностей нашего технократического общества».
Книгу Ж. Бодрийяра «Общество потребления» можно приобрести в магазине «Оксюморон» (проспект Кирова, 52).
Юрий ЕПАНЧИН
Добавить комментарий