Защитники животных знают, зоопарки – это тюрьмы для животных. Сколько бы СМИ не писали, о том, что в зоопарке родились те или иные детёныши, и \ или сохранены какие-либо виды, думается, ни у кого не будет сомнений в том, что зоопарк – это плохо. Речь не только о том, что многих животных специально отлавливают для зоопарков (не каждый отловленный зверь из-за стресса и других причин добирается до зоопарка живым), не только о том, что эти условия как бы они не приближались к естественным — не будут такими. Речь о том, что зоопарк – это бизнес. Люди приходят, смотрят на диковинных зверей, покупают входной билет, покупают сахарную вату, чипсы, газировку.
Животных показывают вне естественных условиях. При всём при этом существуют хорошие альтернативы: приюты для животных (в том числе диких) и заповедники.
Но речь не об этом. Мало кто знает, но ещё меньше века назад существовали «человеческие зоопарки». Ещё их называли: «этнологическая экспозиция», «выставка людей» и «негритянская деревня». Подобные «зоопарки» были достаточно распространены на Западе, как развлечение для широкой публики в XIX — начале XX века, целью которого было продемонстрировать выходцев из Азии и Африки в самом естественном и подчас примитивно-дикарском виде. Подобные зоопарки имели, особенно в Германии, ярко выраженные расистские подтексты, подкрепленные изысканиями социалдарвинистов. Выходцы из Африки выставлялись зачастую рядом с обезьянами, чтобы показать их общее происхождение.
Ота Бенга, пигмей из долины Конго, которого в 1906 году показывали в зоопарке в Бронксе. В 1916 году, не имея возможности вернуться в родное Конго, он застрелился
Особой популярностью «негритянские деревни» пользовались в Германии, где были популярны идеи социального дарвинизма. "Негритянскую деревню" посещал сам Бисмарк.
Начиная с 1870-х гг., человеческие зоопарки становятся символом второй волны империализма, охватившей западные страны, борющиеся за колонии в мире. Тогда подобные зоопарки появились в Антверпене, Лондоне, Барселоне, Милане, Нью-Йорке, Варшаве, Гамбурге.
Деревня Сомали. Луна Парк, Санкт-Петербург.
Часто показ людей был частью так называемых «колониальных выставок», где представлялись различные экономические достижения колоний. В Германии особую известность получил Карл Хагенбек, выставлявший племена с Самоа и саами (лапландцев).
Семья лабрадорских эскимосов в гамбургском или берлинском зоопарке, 1880 год. Они приняли христианство и взяли немецкие имена. Мужчину зовут Авраам Улрикаб; его жену – Ульрика; детей Сара и Мария; племянника Тобиас.
Пятеро индейцев племени Kawesqar (Огненная Земля, Чили) были похищены в 1881 году и переправлены в Европу для показа в человеческом зоопарке. Все пятеро умерли через год.
Историк Курт Йонассон объясняет исчезновение человеческих зоопарков не только распространением идей равноправия наций, которые распространяла тогда Лица Наций, сколько наступлением Великой Депрессии 1929 года, когда у простых людей не стало денег на посещении этих заведений.
Как это ни прискорбно сознавать нынешним европейским либералам, их деды и даже отцы охотно делали деньги на евгенике: так, последний негр исчез из европейского зоопарка только в 1935 году в Базеле и в 1936 году в Турине.
Добавить комментарий