Тарасов против анархистов, на примере Испании

Тарасов и Ко и их cruzada contra la anarquía, или в двух словах, почему на всю их возню вокруг испанской войны можно не обращать ни малейшего внимания.  Итак, собственно Александр Тарасов, считается левым интеллектуалом, антисталинистом. При этом, стоит ему обратиться к критике анархизма и анархистов, в ход идут любые средства, в т.ч. любые сталинистские мифы, лишь бы они обличали анархистское движение.

Так, например, в конце 2009 г. на сайте Тарасова была выложена статья Кивы Майданика «Испанский анархо-синдикализм в первый период национально-революционной войны 1936—1939 гг.», с громогласным посылом:

Испанская революция 1931—1939 годов (и, соответственно, Испанская война 1936—1939 годов) стали объектом пропагандистских спекуляций — причем не только со стороны сталинистов и фашистов, но и со стороны анархистов. Для разоблачения этих спекуляций мы публикуем работу Кивы Майданика[1].

Да, формально Майданик не считался сталинистом, даже «пострадал» от режима, и, как значится на сайте Тарасова: «считал сталинизм термидорианским перерождением Октябрьской революции»[2]. Казалось бы, на этом фоне, работы Кивы Майданика рубежа 1950-60-х гг. должны были бы не входить в сферу сталинистского мифотворчестве об испанской войне и революции, да и главный испанист СССР того времени, Марклен Мещеряков, подверг монографию Майданика критике за излишнюю толерантность в отношении анархо-синдикалистов[3]. На самом же деле работы Майданика — это, пусть и чуть смягченное, но вполне следующее в сталинистском русле «творчество», при этом основательно сдобренное серьезными ошибками и откровенными подлогами. Реальная же разница по сравнению с периодом 1940-х — первой половины 1950-х в том, что Кива Майданик решил не идти по пути ругани всех анархистов вообще, но выделить среди них своего рода «адекватное крыло», или «революционного крыла», в котором смешал действительно радикально настроенного Дуррути и реформистскую группу Орасио Прието – Мариано Васкеса в руководстве НКТ[4], т.е. собственно сторонников сотрудничества с властями испанской республики и коммунистов, это очень хорошо видно из его попыток разобраться в истории майских событий в Барселоне, которые преподносятся чисто по сталинистски, как путч против республики, ответственными за который были «именно анархисты наравне с ПОУМ». Все это сопровождается откровенным враньем о том, что «основная масса НКТ их [путчистов] не поддержала» — это при условии то объявление в Барселоне всеобщей забастовки против провокации сталинистов и барселонской полиции. В качестве одного из доказательство того, что Дуррути был убит «своими» Майдаником использовалась цитата из… художественной книги Хэмингуэя «По ком звонит Колокол»[5].

А вот как он писал о коллективизации:

Всего анархистами было создано 1000—1200 коллективов (40% из них — в Арагоне), объединявших до 1,5 млн. человек. Производственный эффект «коллективизации» был, как правило, резко отрицательным, потому что у коллективов не было машин, средств, опытных хозяйственных кадров, а работа шла фактически из-под палки. Пагубность анархистской коллективизации усугублялась тем, что она проводилась в основном не в районах латифундий, где коллективизация опиралась бы на подлинное движение масс, а в районах мелкого и среднего крестьянского землевладения. Преуспевающие коллективы можно было пересчитать по пальцам. Как правило, население «коллективизированных» общин жило в нищете[6].

Не говоря уже о том, что данные Вернона Ричардса давным-давно морально устарели (сравни с данными в моей статье «Социальный эксперимент в Испании»[7]), данный пассаж сопровождается отсылом к старым-«добрым» мифам о насильственной коллективизации и нищете коллективов, что не соответствует действительности. Безусловно, Кива Майданик приводил в качестве доказательств своей версии отсылки и даже цитаты на различные свидетельства очевидцев (Боркенау, Бенавидес), анархистскую прессу (Solidaridad Obrera), послевоенные работы самих анархистов (Сухи, Пейратс, Ричардс), тем не менее, все, что можно сказать, не вдаваясь в подробный разбор полетов — это отправить читателя к цитируемым авторам, реальное содержание работ которых почти всегда кардинально расходится с их трактовкой советским историком.

Теперь, что касается комментариев научного редактора (собственно, Тарасова). Так, в них он пишет об «Астурийской коммуне», которой вообще-то никогда не было как единого явления, участвовавшие в восстании группы действовали автономно, каждая со своей программой[8]. Он же утверждает, что название пистолерос относилось не только к вооруженным убийцам, действовавших на деньги предпринимателей и правых политиков, и ответственных за убийства и покушения на убийство против сотен активистов НКТ, но и к «аналогичны[м] групп[ам] анархо-террористов»[9]. Анархистские группы НИКОГДА так не назывались — это были группы действия и конфедеральной защиты (Grupos de Acción y Defensa Confederal). Также наш научный комментатор тиражирует миф о «150 тыс. итальянских сухопутных войск» в Испании[10], что не соответствует действительности: всего через Испанию прошло не более 80,000 итальянских солдат, офицеров и так называемых «добровольцев» (чернорубашечников)[11].

Объединённая социалистическая молодёжь — единая организация Коммунистической молодёжи Испании (комсомола) и Социалистической молодёжи (соцмола). Объединение обеих молодёжных организаций состоялось в марте 1937 г., идейно — на основе марксизма, организационно — на основе местных групп соцмола[12].

На самом деле объединение состоялось в марте 1936 г. Во время войны в ОСМ принимали в т.ч. сторонников правых взглядов и клерикально настроенной части молодежи.

Осенью 2009 г. на сайте Тарасова появился новый анатианархистский материал, на этот раз фрагмент официальной истории испанской войны от испанских коммунистов, живших в СССР. Данная работа, как и труды Майданика, построены на подлогах и передергиваниях. Очень хорошо это видно из того, как здесь используются труды Диего Абада де Сантильяна (наст. Синесио Баудилио Гарсиа Фернандес).

Например, в книге испанских коммунистов утверждается следующее:

ФАИ помогла ряду видных фашистов покинуть республиканскую территорию, включая, например, и Бласа Переса — впоследствии министра внутренних дел правительства Франко. Обо всем сказанном красноречиво свидетельствует опубликованная после войны книга одного из идеологов ФАИ — Диего Абада де Сантильяна, в которой автор заявляет, что между ФАИ и фалангой существовало «духовное родство», и сетует, что не увенчались успехом попытки Хосе Антонио Примо де Риверы установить политическую связь между обеими организациями[13].

Это «подтверждается» цитатой из Сантильяна:

Несмотря на разделявшие нас моменты, кое в чем мы усматривали духовное родство с Хосе Антонио Примо де Риверой, человеком боевым и патриотичным, искавшим решений судеб страны. До июля 1936 г. он несколько раз пытался встретиться с нами… Испанцы его категории, патриоты, подобные ему, не опасны и в том случае, если находятся в рядах врагов. Они принадлежат к числу тех, кто борется за Испанию и поддерживает ее дух, находясь даже в стане противника, который ошибочно выбран ими как более соответствующий их благородным устремлениям. Насколько иным было бы будущее Испании, если бы соглашение между нами оказалось тактически возможным, как того желал Примо де Ривера (D. A. de Santillán. Op. cit. P. 20—21)[14].

Замечательно, а вот что на самом деле у него написано:

Несмотря на разделявшую нас разницу, мы усматривали нечто вроде духовного родства с Хосе Антонио Примо де Риверой, человеком боевым, патриотом, в поиске решений ради будущего страны. До июля 1936 г. он предпринимал различные попытки встретиться с нами. В то время как вся полиция Республики так и не раскрыла, какова наша функция как ФАИ, это знал Примо де Ривера, глава другой подпольной организации, Испанской фаланги. Однако мы не хотели, по тактическим причинам, священным для нас, никаких отношений. У нас даже не было вежливости подтвердить получение документов, которые он нам отправил с тем, чтобы мы ознакомились с частью его взглядов, заверив нас, что они могут составить основу для совместных действий на благо Испании. Когда началась война, он попал в плен, был приговорен к смерти и казнен.

Аргентинские анархисты просили нас вмешаться, чтобы этот человек не был расстрелян. Не в наших руках было воспрепятствовать этому, из-за отношений, связывавших нас с центральным правительством, но мы думали тогда и продолжаем думать сейчас, что со стороны Республики было ошибкой расстрелять Хосе Антонио Примо де Риверу. Испанцы такого склада, патриоты, как он, не опасны, даже в рядах врагов. Они принадлежат к тем, кто привержены Испании и поддерживают испанское даже в лагерях противников, ошибочно выбранных как более соответствующие их благородным устремлениям. Как изменилась бы судьба Испании, если бы соглашение между нами было тактически возможным, как этого хотел Примо де Ривера![15]

Как можно видеть, из цитаты убрано главное, а именно, что такое соглашение было невозможно именно из-за позиции ФАИ как организации, и что характеристика Прмо де Риверы как человека — это частное мнение Сантильяна, а не анархистов вообще. Кроме того, необходимо учитывать временной контекст, а именно то, что данная книга Сантияльна («Почему мы проиграли войну») была написана сразу после войны, когда по горячим следам автор пытался понять, что же именно было сделано не так, какие были упущены возможности. В этой связи стоит отметить, что в сентябре 1937 г. Гарсиа Оливер, говоря о дальнейших перспективах войны, которую он назвал уже проигранной, настаивал на необходимости разворачивания широкомасштабной партизанской войны, разложении вражеского тыла, в т.ч. путем настраивания противника друг против друга[16].

Или вот, например, цитата из другой книги Сантильяна:

Вместо бывшего владельца мы поставили полдюжины владельцев, рассматривающих завод или транспортные средства, которыми они ведают, как свое собственное имущество, но при этом, к несчастью, не всегда знающих, как организовать управление и осуществлять руководство, чтобы оно было лучше прежнего[17].

По мнению авторов это было признанием в том, что «дух частной собственности не только не исчезал, он утверждался в самой сердцевине “анархистской революции”». В действительности смысл сказанного совсем иной:

Мы многого достигли, но сделали это нехорошо. Вместо старых владельцев мы поставили полдюжины собственников, которые рассматривают предприятия, транспортные средства и контроль над ними как свою собственность, с тем минусом, что они не всегда знают, как организовать управление и сделать его лучше прежнего. Нет, мы еще не сделали революции в Каталонии. Нет никакой необходимости создавать в Испании новый вид собственников, следует, напротив, социализировать существенную для капитализма частную собственность[18].

Книга, построенная на подобного рода подлогах всерьез рассматриваться не должна. Стоит также добавить, что, например, в разделе «“Коллективные хозяйства” анархистов» нет ни одной ссылки, так что источники авторских утверждений проверить в данном случае в принципе невозможно.

Теперь снова о «научных комментариях» г-на Тарасова. Очередной характерный пример оных: «Изменили Республике и заключили соглашение с франкистами»[19] — это о мартовских событиях 1939 г. и позиции анархо-синдикалистов в «мятеже Касадо». На самом деле никакого соглашения с франкистами у анархистов не было и в помине, но наш «научный редактор» конечно же «лучше знает». Что же касается истории с Бласом Пересом, то тут точно известно, что он был приговорен 27 сентября 1936 г. к смертной казни, а вот избежать ее, по мнению Пола Престона смог благодаря своим связям в Женералитате[20].

В 2011 г. Cruzda Тарасова продолжилась публикацией еще одного фрагмента из вышеозначенной книги испанских коммунистов, на этот раз речь шла о ноябрьских боях за Мадрид. О «научном» качестве данной книги уже было сказано, добавлю лишь еще один штрих. Так, в книге утверждается, что, после смерти Дуррути: «Колонну Дуррути пришлось снять с фронта. Бóльшую ее часть разоружили и отправили в район Леванта»[21]. Сказанное не соответствует действительности. Да, колонна отошла в тыл, однако же ее не разоружали и не отправляли ни в какой Левант. В действительности в Мадрид прибыл Рикардо Санс, который возглавил бойцов колонны, и они находились здесь до весны 1937 г., участвуя в боях за город (часть бойцов, до 80 человек, город покинула, но — сама, вернувшись на Арагонский фронт[22].

И снова о «научных» познаниях Тарасова. Так, он утверждает, что Дуррути погиб «при попытке остановить своих бойцов-анархистов, бежавших с поля боя»[23]. На самом деле обстоятельства гибели Дуррути неизвестны по сей день[24]. Пытался ли он кого-то остановить в тот день, также точно неизвестно, при этом, даже если и пытался, это вовсе не обязательно были анархисты — время от времени отступали все, бои шли с переменным успехом[25].

В 2013 г. на тарасовском сайте появился новый материал об испанской войне, снова ради «обличения анархистских мифов». На этот раз это была выдержка из воспоминания Энрике Листера, названного тут «легендарным республиканским генералом» и «испанским Чапаевым»[26]. Все бы ничего, да только имидж этой «легенды» откровенно дутый. Так, например, в отчетах осени 1937 г. о причинах неудачи двух республиканских наступлений на Сарагосу Кароль Сверчевский писал, что главным виновником был как раз Листер, отказывавшийся выполнять приказы, и в целом ведший себя как банальный самодур[27]. Более того, что касается разгона Совета Арагона, Листер сам пишет, что он провел психическую атаку на население Каспе:

План психической атаки, осуществлявшийся на протяжении нескольких дней, — маневры пехоты в окрестностях Каспе с артиллерийской стрельбой, прохождение батальона танков по улицам Каспе, причем на танках демонстративно вращались пушечные башни; движение моторизованных сил и т. п. — дал свои результаты. Ненавистный народу Арагонский совет развалился без единого выстрела[28].

Насчет «ненавистности» оставим без комментариев, кому интересно реальная история совета — читайте соответствующую литературу[29]. Что же касается «без единого выстрела» — это неудивительно, т.к. пока части под командованием Листера, с техникой, которой так не хватало в течение года для взятия хорошо укрепленной Сарагосы, шарился по тылам, анархистские части стояли на фронте. Было решено в события в тылу не вмешиваться, с фронта бойцов не снимать.

И, наконец, недавно Тарасов и Ко снова «порадовали» нас с Вами своими перлами: вывешиванием переводной статьи о мятеже Касадо и текстом Хоакина Маурина[30]. При этом это действо сопровождалось такими утверждениями (применительно к тексту Маурина):

Мы возвращаемся к этой теме и публикуем текст одного из лидеров ПОУМ Хоакина Маурина (с предисловием другого лидера ПОУМ Андреса Нина) Анархо-синдикализм в Испании — в порядке разоблачения анархо-троцкистского мифа о «сердечном согласии» между анархистами и поумовцами в Испании[31].

Собственно, после этого дальше можно вообще не читать: во-первых, текст Маурина написан был не одним из лидеров ПОУМ, а функционером Профинтерна, и издан в СССР в 1925 г., во-вторых, за написанием текста стояли вполне конкретные политические обстоятельства — потерпели крах все попытки Хоакина Маурина и Андре Нина подчинить НКТ руководству Коминтерна, и растеряны остатки их влияния в анархо-синдикалистской организации, в-третьих, ПОУМ появился лишь через 10 после публикации данной книги, более того, не было еще и тех организаций, которые и образовали ПОУМ, а самим Нин и Маурин продолжали оставаться верными Москве функионерами. Что же касается некого «анархо-троцкистского мифа о “сердечном согласии” между анархистами и поумовцами в Испании», то отмечу, что подобный миф встречается исключительно в сталинистской литературе, и является плодом сталинистской пропаганды.

Что же касается статьи о мятеже Касадо, этой «самой позорной странице в истории испанского анархизма: их союзу с фашистами и соучастию в убийстве антифашистской Испанской республики»[32]. Это, простите, горячечный бред ничего не знающих об обстоятельствах и деталях мятежа, не более того. Ни о каком союзе анархистов с фашистами речи не было и в помине. Собственно, позицию анархо-синдикалистов лучше всего выразил Сиприано Мера, который говорил о стремлении добиться «почетного мира», «без унижений и слабости». При этом подчеркивал, что, если это не удастся, то война будет продолжена «до самой смерти» (и в действительности Сиприано Мера до конца жизни участвовал в борьбе с диктатурой[33]). Даже такой видный сталинист как Жорж Сориа (и агент НКВД, как пишет об этом Борис Володарский[34]) писал о том, что Мера надеялся, что «каудильо согласится заключить “почетный мир”»[35].

Примечательный момент, в оригинале статья называлась Traición a la República. El golpe de Estado de Casado но у Тарасова и Ко явно зацикленность на анархистах, так что при переводе она получила новое название, «Анархисты и их роль в антиреспубликанском госперевороте»[36]. Собственно статью при этом я касаться не буду, т.к. со временем собираюсь подробно писать о мартовских событиях 1939 г., отмечу лишь, что споры о них не утихают по сей день, итогом чего является множество монографий, посвященных финалу войны[37]. Прокомментирую лишь одну фразу в статье, приводимую в самом ее конце: «Интересно бы понять, что на всё это скажут те [анархисты], кто подчинялся приказам людей вроде Касадо»[38]. Вообще-то все уже было давно высказано, причем — очень подробно, в тех же мемуарах Сиприано Меры[39]. Ну и, не могу не прокомментировать еще одну фразу, о том, как спасся Касадо, пока в Мадриде тысячами расстреливали коммунистов: эти самые коммунисты (функционеры) бежали из города при первой же возможности, ну а в городе расстреливали абсолютно всех левых и республиканцев, тех же анархо-синдикалистов, но это авторов статьи уже явно не интересует.

Теперь, что касается «научных комментариев». По мнение Тарасова Сиприано Мера «В 1939 г. стал выступать за поиск компромисса с режимом Франко»[40] — это миф, за поиск компромисса он не выступал, максимум — за почетный мир без репрессий, не более, но и не менее того, при этом речь шла о том, что действовать необходимо с «позиции силы»[41].

Такие вот наши «борцы с анархистскими мифами». Когда выгодно — используют сталинистские басни, когда выгодно — прикрываются именами лидеров ПОУМ, которых эти самые сталинисты убивали и бросали в тюрьмы по ложным обвинениям в связях с фашистами[42]. Им абсолютно все равно, что использовать, лишь бы «наехать» на анархистов, относительно которых явно давно и сильно поехала крыша, что видно по безграмотной тональности подачи соответствующих материалов.

Андрей Фёдоров, сентябрь 2016

[1] Архив новостей за 2009 год. [URL: http://saint-juste.narod.ru/news_2009.html] // Сайт «К новой идеологии – к новой революции. Страница Александра Тарасова, его друзей и союзников». [URL: http://saint-juste.narod.ru/index.htm]

[2] Кива Львович Майданик. [URL: http://saint-juste.narod.ru/maidanik.html]. Информация о Майданике дана в качестве «приложения» к его статье 1959-го года, «Испанский анархо-синдикализм в первый период национально-революционной войны 1936—1939 гг.»

[3] Мещеряков М.Т. К.Л. Майданик. Испанский пролетариат в национально-революционной войне. М., 1960 // Новая и новейшая история. Сентябрь-октябрь, 1961. №5. С.177-181.

[4] См. например: Майданик К.Л. Испанский анархо-синдикализм в первый период национально-революционной войны 1936-1939 гг. (От фашистского мятежа до майского путча.) // Из истории освободительной борьбы испанского народа. Сборник статей. – М.: Издательство Академии наук СССР, 1959. С.208-217.

[5] Там же. С.215. В другом месте он и вовсе назвал убийство Дуррути делом рук «анархо-фашистски[х] элемент[ов]»: Майданик К.Л. Испанский пролетариат в национально-революционной войне 1936—1937 гг. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1960. С.254.

[6] Майданик К.Л. Испанский анархо-синдикализм... 187.

[7] Фёдоров А.Ю. Социальный эксперимент в Испании // Сборник материалов IV Международных Кропоткинских чтений: к 170-летию со дня рождения П.А. Кропоткина (Материалы и исследования). – Дмитров: Музей-заповедник «Дмитровский кремль», 2012. С.105-106.

[8] Casanova J. The Spanish Republic and the Civil War. – N.Y.: Cambridge University Press, 2010. P.105-112.; Gómez Casas J. Historia del anarcosindicalismo español: epilogo hasta nuestros dias. [5a ed.]. – Madrid: LaMalatesta Editorial, 2006. P.224-228.; Peirats J. Los anarquistas en la crisis politica Española (1869-1939). – Buenos Aires: Libros de Anarres, 2006. P.107-114.; Idem. The CNT in the Spanish Revolution. (3 vol.). V.1. – Hastings: The Meltzer Press, 2001. P.78-87.

[9] Примечания научного редактора. [URL: http://saint-juste.narod.ru/maidanik.html#_ftnV].

[10] Примечания научного редактора. [URL: http://saint-juste.narod.ru/maidanik.html#_ftnVI]. 

[11] Coverdale J.F. Italian Intervention in the Spanish Civil War. – Princeton (N.Y.): Princeton University Press, 1975. P.396.

[12] Примечания научного редактора. [URL: http://saint-juste.narod.ru/maidanik.html#_ftnXI].

[13] Каталония. Анархизм подвергается испытанию // Война и революция в Испании. 1936-1939. Т. 1. - М.: Прогресс, 1968. [URL: http://saint-juste.narod.ru/spain.html].

[14] Там же. [URL: http://saint-juste.narod.ru/spain.html#_ftn9].  Что характерно, в опубликованной недавно переводной статье о «мятеже Касадо» также присутствует данная цитата с весьма схожей ее предподачей от автора(ов): Анархисты и их роль в антиреспубликанском госперевороте. [URL: http://saint-juste.narod.ru/anarquistas_2.html]. С учетом того, что в данной, в общем-то небольшой статье с четырнадцатью ссылками в трех случаях в выходных данных не указаны авторы книг (Хуан Гомес Касас, в случае с «Историй анархо-синдикализма в Испании» и Абад де Сантильян в данном случае, а также Хью Томас в случае с «Гражданской войной в Испании»), и это при том, что в тексте самой статьи авторы упоминаются, у меня есть большие сомнения в знакомстве автора(ов) с оригинальными текстами.

[15] Abad de Santillan D. Por que perdimos la guerra: Una contribucion a la historia de la tragedia española. – S.l: Ediciones HL, 2006. P.15-16.

[16] Amorós M. Maroto, el heroe. Una biografia del anarquismo andaluz. – Barcelona: Virus, 2011. P.235-236.

[17] Каталония. Анархизм подвергается испытанию.

[18] Santillan D.A. de. After the Revolution. Economic Reconstruction in Spain Today. – N.Y.: Greenberg: Publisher, 1937. P.121.

[19] Комментарии научного редактора. [URL: http://saint-juste.narod.ru/spain.html#_ftnrefXVII].

[20] Preston P. The Spanish Holocaust: Inquisition and Extermination in Twentieth-Century Spain. – L.: Harper Press, 2012. (электронная версия – epub). Chapter 13.

[21] Бои в Университетском городке // Война и революция в Испании. 1936-1939. Т. 1. - М.: Прогресс, 1968. [URL: http://saint-juste.narod.ru/Spain2.html].

[22] Из доклада т. Мурилло от 11.12.36 о политическом положении в Каталонии и ходе реорганизации каталонской армии // Российский государственный военный архив (РГВА). Ф.35082. Оп.1. Д.281. Л.14.; Alexander R.J. The Anarchists in the Spanish Civil War. (2 vol.). V.1. – L.: Janus Publishing Company Lim, 1999.  P.214-216.; Sanz R. Los que fuimos a Madrid, Columna Durruti. – S.l.: Ediciones HL, 2006. P.68-69.

[23] Комментарии научного редактора. [URL: http://saint-juste.narod.ru/Spain2.html#_ftnXV].

[24] Paz A. Durruti in the Spanish Revolution. – Oakland, CA: AK Press, 2007. P.639-670.

[25] Alexander R.J. Op. cit. P.209-212.; Amorós M. Durruti en el laberinto. – Barcelona: Virus editorial, 2014. P.130-135; Paz A. Op. cit. P.570-596.; Preston P. The Spanish Civil War, 1936-39. – Chicago: The Dorsey Press, 1986. P.89.

[26] Архив новостей за 2013 год. [URL: http://saint-juste.narod.ru/news_2013.html].

[27] Письмо об итогах Сарагоской операции Комдива 35 тов. Вальтер (полк. Сверчевский) главному советнику, тов. Максимову // РГВА. Ф.35082. Оп.1. Д.78. Л.908-904.

[28] Листер Э. Арагон. Август — ноябрь 1937 года // Листер Э. Наша война. (Из истории национально-революционной войны испанского народа 1936-1939 гг.). Мемуары. – М.: Политиздат, 1969. [URL: http://saint-juste.narod.ru/Lister.html].

[29] Alexander R.J. Op. cit. P.354-388; Díez Torre A.R. Trabajan para la eternidad. Colectividades de trabajo y ayuda mutua durante la Guerra Civil en Aragón. – Madrid: Editorial LaMalatesta — PUZ, 2009.; Kelsey G. Anarchosyndicalism, Libertarian Communism and the State: The CNT in Zaragoza and Aragon, 1930-1937. – L.: Springer, 1991.

[30] В «Хронике Фаркера Макхарга» он был назван не иначе как «аппаратчик[ом], ксенофоб[ом] и анти-анархо-синдикалист[ом]»: McHarg F. ¡Pistoleros! the Chronicles of Farquhar Mcharg. Vol.3: 1920-24. – S.l.: ChristieBooks/Read‘n’Noir, 2012. (электронная версия – epub). 1920: 1 January - Slouching Towards Bethlehem.

[31] Новости. [URL: http://saint-juste.narod.ru/news.htm].

[32] Там же.

[33] Подробнее об этом см.: Фёдоров А. Сиприано Мера – герой рабочего класса. [URL: http://www.aitrus.info/node/2015].

[34] Volodarsky B. Stalin’s Agent. Stalin's Agent: The Life and Death of Alexander Orlov. – Oxford: Oxford University Press, 2015. P.173, 666.

[35] Сориа Ж. Война и Революция в Испании 1936-1939 гг. В 2-х т. Т.2. – М.: Прогресс, 1987. С.276.

[36] Что любопытно, в данной статье не используется ни одного материала, который был бы непосредственно посвящен истории «конца Республики» и «мятежу Касадо».

[37] Alia Miranda F. La agonia de la Republica. El final de la guerra civil española (1938-1939). – Barcelona: Critica, 2015.; Bahamonde Magro A. Madrid, 1939: La conjura del coronel Casado. Madrid, 2014.; Bahamonde Magro A., Cervera Gil J. Así terminó la guerra de España. 2 ed. – Madrid-Barcelona: Marcial Pons, Ediciones de Historia, 2000.; Preston P. El final de la Guerra. La última puñalada a la República. – Barcelona: Editorial Debate, 2014.; Viñas Á., Hernández Sánchez F. El desplome de la República: La verdadera historia del final de la Guerra Civil. –Barcelona: Crítica. 2009.; Zavala J.M. 1939: la cara oculta de los últimos días de la Guerra Civil. – Barcelona: Plaza & Janés, 2009, и т.д.

[38] Анархисты и их роль в антиреспубликанском госперевороте.

[39] Mera C. Guerra, exilio y cárcel de un anarcosindicalista. 2 ed. – Madrid: LaMalatesta - Solidaridad Obrera, 2011. P.273-321. Кроме того стоит обратиться к точке зрения еще одного видного члена мадридской НКТ, Гарсиа Прадаса, главного редактора центрального печатного органа Конфедерации, CNT: García Pradas J. La traición de Stalin: cómo terminó la guerra de España. – N.Y.: Ediciones de Cultura Proletaria, 1939.; Idem. ¡Teníamos que perder! – Madrid: G. del Toro, 1974.

[40] Комментарии научного редактора. [URL: http://saint-juste.narod.ru/anarquistas_2.html#_ftnd].

[41] Mera C. Op. cit. P.309.

[42] Весьма характерным на данном фоне является публикация в 2013 г. статьи 1964-го года Марклена Мещерякова о казненном франкистскими властями партизана-коммуниста члена ЦК компартии Испании Хулиана Гримау: Мещеряков М. «Я жил и умру коммунистом» [URL: http://saint-juste.narod.ru/Julian_Grimau.html]. Дело в том, что Гримау был во многом ответственен за сталинистский террор в Барселоне во время гражданской войны, жертвами которого стало немало антифашистов – поумовцев: Guillamón A. (comp.) El terror estalinista en Barcelona. 1938. – Barcelona: Aldarull y Dskntrl.ed!, 2013.; Guillamón A. Grimau y el asesinato del capitán Narwicz en la calle Legalidad (10 de febrero de 1938). [URL: https://laverdadofende.wordpress.com/2014/05/21/grimau-y-el-asesinato-del-capitan-narwicz-en-la-calle-legalidad-10-de-febrero-de-1938/]

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

3 месяца назад
3

Свободные новости