Вадим Курылёв о творческом радикализме, "бесах" и новом альбоме «Электрических Партизан»
Когда я узнаю о выходе очередного альбома анархо-группы, мне всегда кажется, что в этой теме возможны только повторения. Но видимо, не зря говорил Н. Махно о том, что: «Для анархизма нет тех берегов <..>..анархизм <..> вообще, не знает законченных формул в своих достижениях».
Вот и «Электрические Партизаны» снова доказали это своим очередным, уже 12-м по счету альбомом «ЧЁРНЫЙ ПРОТУБЕРАНЕЦ или НАМ НУЖНА АНАРХИЯ!!». Лидеру группы Вадиму Курылёву удалось каким-то непостижимым образом соединить плакатность текстов и лиричность, мелодичность и экспрессивность подачи.
Несмотря на внешнюю легкость, альбом получился весьма провокационным - но не столько тематикой и текстами песен, (это уже давно стало визитной карточкой Партизан), а тем, как собрав под одной обложкой совершенно противоположных по характеру персонажей - и экспрессивных героев («Левый террор», «Боец Чёрного Блога», «Маргинал»), и пассивных обывателей («Болельщик», «Отчизна»), лидер группы расставляет акценты и, называя все вещи своими именами, провоцирует слушателя не на мысль (как в предыдущих своих альбомах), а на поступок: - Сделай и «Убедись в том, что ты свободен» – вот основной рефрен и посыл!
- Вадим, творческая провокационность альбома очевидна. Ты уже не убеждаешь, не уговариваешь. Ты призываешь к действию. Конечно же, своими, художественными методами. Ты считаешь, что время дискуссий прошло? Что только радикальными мерами – в творчестве, в обыденной жизни можно что-то изменить?
- Я очень хотел бы надеяться, что в реальной жизни общества можно добиться позитивных перемен мирным путем, но в творчестве без радикализма уже никак нельзя. Даже для мирных процессов необходим энергетический революционный посыл, боевой дух уверенных в своей правоте активистов и жажда перемен в широких слоях общества. Чем сильнее государство обороняется от натиска революционных настроений, используя для этого спорт-шоу и отупляющую народ поп-культуру, тем сильнее мы, экстремисты от искусства, будем пробивать стену народной дремоты и инертности.
- В прошлом году, ты обозначил альбом Р.В.И как завершающий анархо-трилогию («Дзен-Анархия»-«Век Неспокойного Солнца»-Р.В.И») и, соответственно, переход к следующему творческому этапу. Ощущаешь ли ты, что вышел на какой-то новый виток творческого развития? Каких свершений и неожиданностей можно ждать от «Электрических Партизан».
- Не знаю чего можно ждать, поскольку для меня самого каждый новый наш альбом полон сюрпризов. На обложке «Дзен-Анархии» человек в космосе думает что он самодостаточен в своей дзен анархии и он счастлив, но на самом деле он одинок. На обложке «Черного Протуберанца» человек переходит к активным действиям. Возможно это дополнительный четвертый том, наш эпилог, а возможно это символ нашей новой творческой эпохи. Все человечество сейчас выходит на новый виток общественно-исторического развития, и мы не исключение! Мы сопутствуем революционным процессам и поддерживаем их. Хочется верить, что иногда мы помогаем им начаться).
- Насколько поняла, твои «Бесы» несут в себе положительный подтекст. Достоевский всё-таки причислял нигилистов к разрушителям в негативном смысле, и, кроме того, считал, что они несут в себе элемент самоуничтожения. У тебя же: «Уничтожим прошлое именем прогресса <..> раньше были мы повесы, а теперь двигаем истории процессы». Чего здесь больше апологии или иронии? И что означает для тебя нигилизм?
- Как сказала, кажется, Ульрика Майнхоф: нигилизм это первый шаг на пути революционного сознания. Что-то вроде этого. У пожилого спивающегося Достоевского, пишущего «Бесов», то и дело между строк пробивается яркий свет революционного сознания его молодости. На первый взгляд Бесы вещь контрреволюционная, но у таких великих писателей ничего не бывает однозначно. Несмотря на всю глубину и философичность «Бесов», там еще больше смыслов и подсознательных процессов, чем традиционно принято считать. Несмотря на все приобретенные Достоевским к старости национал-монархические замашки, в душе он остался бунтарем. А самоуничтожение – безусловно необходимый элемент, только не для отдельного персонажа, а для консервативных общественных устоев. Революционер-самоубийца в романе – это не портрет конкретной личности, это символ освобождения сознания. Бесы – то, чего боится обыватель. Эта книга сама по себе провокационна, как и ее главные герои, она пугает консервативных ханжей и настраивает на креативность революционеров. И герои моей песни, вслед за персонажами Достоевского, говорят: «Да, мы Бесы, если вы по-другому не понимаете!»))
- По поводу песни «Боец Чёрного Блога». Читала в сети самые разнообразные комментарии по поводу названия, начиная от того, что в последнем слове опечатка, до попыток как-то объяснить этот ход различными аналогиями и игрой слов, а также предположение, что ты посвятил эту песню активистам blackblocg. Что же это на самом деле?
- Ну да, речь идет именно о Черным Блоге. Сейчас уже очевидно, что это не просто группа, а целое движение, и хотя их акции физически мало вреда наносят Системе, но они наносят ей удары идеологические будучи выложенными в интернет как видео- или фото-отчеты. Это плевки в лицо власть имущим. Об этом песня. Сила Черного Блога в том, что это не какая-то конкретная организация или партия, и непосредственно сайт – всего лишь место, где можно анонимно размещать отчеты об акциях. Если даже власти удастся как-то прикрыть сам блог, я уверен, что появится новый.
- В нескольких песнях ты поднимаешь очень злободневную тему – процесс становления в стране фашистского режима. Как ты думаешь, можно ли ещё это остановить и какими тебе представляются дальнейшие перспективы. Как ты оцениваешь нынешнюю протестную активность людей и насколько она результативна. Не кажется ли, что при сегодняших способах подавления, многие, даже хорошие идеи, превращаются в фарс. И что многие обыватели воспринимают это скорее, как шоу - по своему прямому назначению посыл активистов, как правило, не доходит?
- Революционно-протестные идеи не доходят потому, что их пока очень мало в произведениях искусства. А без искусства ничего не получится. Сейчас что-то начинает шевелиться в болоте культуры, посыл активистов последнего времени не пропал напрасно, он наконец зацепил тех, кто наиболее чувствителен – творческую публику. Фашизм, как крайне правая форма консервативного этатизма, является реакцией на левые настроения. Это надо понимать, как данность, что фашизм будет расти и бороться с социальным прогрессом. Его можно остановить только если о нем не забывать. Фашизму надо всегда противостоять – каждому человеку, прежде всего, внутри самого себя.
- Отойдем немного от политики, поговорим о творческом процессе) . В группе снова сменился состав, с одной стороны нельзя сказать, что радикально – часть музыкантов поклонникам ЭП хорошо знакома. С другой стороны, эти перестановки как-то творчески необходимы? Они мобилизуют, способствуют генерации новых идей в группе?
- Группа некоммерческая, идеологическая. Многие хотят участвовать в ней, но не многие имеют возможность участвовать постоянно. Сейчас «Электрические Партизаны» охватывают определенный круг музыкантов, которые участвуют в группе, сменяя друг друга. Это «вахтенный метод», мы пришли к нему путем проб и ошибок. Так наиболее результативно. Концерты у нас бывают нечасто, но сейчас наконец-то есть гарантия, что в любой момент есть люди, готовые собраться в концертный или студийный состав.
-Расскажи о вашей концертной деятельности в новом сезоне. Когда состоится презентация альбома, и будет ли он выпущен на диске, какие города, мероприятия, фестивали вы планируете посетить.
Презентация нового альбома пройдет 7 сентября в Москве - клуб «Шоколадная фабрика» и 15 сентября в Петрограде - клуб «Money Honey”. И, хоть альбом выложен полностью в интернет, все же хотелось бы напечатать небольшой тираж на CD. Надеюсь, что успеем это сделать к концертам! К большому сожалению, в этом году мы не попали на фестиваль «Пилорама» в Пермской области – единственный в стране масштабный фестиваль культуры и искусства, опирающийся на правозащитно-оппозиционную идеологию. Но сейчас я несколько обескуражен тем фактом, что, кажется, московский шоу-бизнес добрался и туда, приняв модный вид оппозиционного независимого рок-движения. Очень хотелось бы пожелать организаторам «Пилорамы» получше разбираться в поп и рок-музыке, раз уж большая часть программы фестиваля отведена под эти жанры.
- Тематика и экспрессивная подача песен с последних альбомов часто вызывает неоднозначную реакцию не только у тех, кто слышит вас впервые, но и приводит в замешательство тех, кто давно является вашими слушателями. Как бы ты мог объяснить им свою позицию?
Я понимаю, что нашу группу консервативная публика не слушает, но все же скажу в первую очередь для тех, кто впервые о нас узнает сейчас и пока не понял, как к нам относиться. Современное массовое искусство (а рок-музыка именно таким и является) сейчас не может быть оторвано от социальных процессов в обществе. Я уверен, что не стоит тратить время жизни и место в своей душе на пустой развлекательный поп-масскульт, который уводит от проблем и событий, происходящих вокруг, и превращает вас в инертную массу. Только если у большинства будет конкретное мнение и позиция, мы имеем шанс что-то изменить здесь. Пусть даже в какой-то период вы будете в чем-то заблуждаться, главное – не быть равнодушным! Ошибочную позицию можно изменить на другую, но гораздо хуже, когда у вас вообще нет мнения. И пусть кого-то раздражают темы, которые мы затрагиваем в наших песнях – подумайте почему мы поем об этом, и что заставляет нас быть арт-радикалами вместо того, чтобы исполнять радио-форматные песни и выступать на Нашествиях.
Ну а для тех, кто давно с нами, хочу сказать огромное спасибо за то, что вы нас поддерживаете столько лет! Мы с вами - основа партизанского движения в рок-музыке! Вы не даете нам сомневаться в правоте выбранного нами курса. Будем вместе сражаться дальше!
Беседовала Ира Синицына
Добавить комментарий