На этой неделе вышел в прокат фильм уже снискавший похвалы и награды от различных зарубежных критиков. Тарантино, пожалуй, один из немногих режиссеров, которому удается избегать явных провалов. Правда некоторые обзорщики отмечают, что он ушел от серьезных картин типа "Криминального чтива" и "Бешеных псов" в жанр стилизованных поделок о старом добром B-Movie. Однако достаточно вспомнить биографию Тарантино, когда он работая в видеосалоне отсматривал тонны кинофильмов и становится ясно, что пожалуй никто больше не сможет снять такую оду старом американскому кино как он.
Прошлая его работа "Бесславные ублюдки" была прямо таки пропитана духом антифашизма. Гротескность происходящего конечно не могла понравится консервативным слоям населения, однако именно умение грамотно перегнуть палку является отличительной чертой Квентина. В "Убить Билла", скажем, хватало и серьезных рассуждений и откровенно неправдоподобных моментов, что в итоге и создает неповторимый шедевр.
Тарантино, как известно, является фанатом спаггети-вестернов со стереотипными злодеями и не менее стереотипными героями. Собственно новый фильм как раз является воплощением этого жанра, однако, выполненный со свойственной Тарантино карикатурностью. Черный ковбой, расстреливающий врагов под гангста-рэп пожалуй основоположникам жанра не снился в страшном сне. В старом фильме "Джанго" 1966 года, под впечатлением от которого и создан новый фильм главный герой был голубоглазым итальянцем. Дань жанру опять же отдана титрами в стиле ретро и в точности скопированной манерой съемки. Ужимки главного героя точь-в-точь повторяют пафосную мимику героев Клинта Иствуда.
Основная тема фильма - это история Америки до гражданской войны, а точнее история рабства и эксплуатации. Если у нас рабами в царские времена были такие же русские люди, то в Америке наблюдалась иная картина в связи с ввозом рабской силы из Африки. Со временем быть черным стало автоматически означать быть рабом, что мастерски обыгрывается в фильме. Когда Джанго скачет на лошади по городу люди не могут понять, откуда ниггер мог взять лошадь, заходя в бар ему также предлагают освободить помещение. Во время посещения одной из латифундий хозяин приказывает служанкам обходиться с Джанго не как с рабом. Вследствие чего у всех снова рвутся шаблоны, т.к. черный не может быть свободным по определению. На что хозяин велит им обращаться с им как с белым человеком рабочего класса. То есть рабочий класс для этих буржуа есть нечто низшее, но не до такой степени как негр.
В начале фильма показано стандартное этапирование рабов в те времена. Измученные люди с многочисленными ранами на спине идут пешком несколько дней, в то время как их эксплуататоры скачут на лошади. После своего освобождения они жестко расправляются с ними. Не обошли вниманием и известную расистскую организацию тех времен Ку-клукс-клан. Сцена где они спорят о целесообразности ношения масок сделана на отлично, такой стеб над правыми встретишь не часто.
Однако фильм не ограничивается только изображением злодейств белых рабовладельцев. Персонаж Сэмюэля Л. Джексона - черный пособник зверств южан над рабами. Чтобы не пахать в поле как остальные он предпочел прислуживать. Такие негры особо презирались остальными. Показательно, что в конце фильма с ним расправляются особо изощренным способом.
Хорошо показано, то что рабство имело сугубо законные основания. Негров покупали, предварительно подписывая контракты. А уже потом с покупкой можно было делать что угодно. Можно натравить на него собак, держать в яме без еды и воды, женщин использовать в качестве проституток. Когда Джанго сдается его хотят отправить работать на шахты. Сначала его хотели кастрировать, но решили что эта работа гораздо хуже. Одеваться негры также должны были в строго определенную одежду. Поэтому когда Джанго одевается в шикарный костюм у окружающих опять же происходит разрыв шаблона.
Никакой личной жизни у негров не было, в брак им вступать было незачем из-за отсутствия имущества. Поэтому когда Джанго говорит о спасении жены его тут же спрашивают верят ли негры в брак. Для белых хозяев негритянки, как известно, были всего лишь сексуальными игрушками. В свои гаремы они часто приводили посторонних людей и своих гостей.
Кристоф Вальц, которого мы помним по роли харизматичного эсэсовца Ганса Ланды и на этот раз играет выше всяких похвал. На этот раз правда в образе положительного персонажа, который помогает Джанго спасти возлюбленную из рабства. Стоит отметить, что в реальности нашему герою пришлось бы не сладко ибо только за одно обучение Джанго чтению он мог получить полгода тюрьмы. Да и рабовладелец, который давал такую свободу, мог лишиться своей собственности.
Особо хотелось бы похвалить игру Ди Каприо в роли белого буржуа, владельца латифундии. Такого утонченного мерзавца мы не видели со времен Бесславных ублюдков. Данный буржуй не чужд и научным изысканиям, а в частности евгенике. Его монолог об измерении черепов негров напоминает нам о государственном режиме, где такие люди стали правящей верхушкой. Пожалуй, на витиеватые разглагольствования Вальца и Ди Каприо в этом фильме можно смотреть бесконечно. Недаром актеры за этот фильм были удостоены уже кучи номинаций на различные премии, в том числе Оскар и Золотой глобус.
Перестрелки сделаны на высоком уровне. В некоторых моментах похоже на известную сцену сражения на мечах в японском ресторане из "Убить Билла". С жестокостью у Квентина как всегда все по максимуму, кровь хлещет аж до второго этажа, так что с малыми детьми лучше не ходить. Особо стоит похвалить и саундтрек. Также как и в остальном музыка стилизована под старые фильмы, особенно бодро звучит Эннио Морриконе.
Всем любителям творчества Тарантино смотреть в обязательном порядке. Последователи правой идеологии и расистского юмора напротив уйдут разочарованными.
Добавить комментарий