Благородство, смелость, неравнодушие, сила духа и внутренняя свобода. Понятия для большинства молодых людей сегодня настолько абстрактные, что мало кто из них задумывается над их смыслом, а уж тем более решается посвятить свою жизнь борьбе за них, например, борьбе с фашизмом. Для большинства молодых приспособленцев высокие духовные порывы непонятны и совсем не нужны. Но, оказывается, еще остались пассионарные мечтатели, дерзкие вольнодумцы, которые уверены, что способны изменить этот мир к лучшему. Они твердо убеждены, что шовинизм и жесткость – величайшее зло, от которого необходимо защищать этот мир. Они выступают за бесклассовое, безгосударственное общество, основная ценность которого свобода во всех ее проявлениях.
Их главный идеал – гуманизм, а сами они анархисты. В свои 21студент института архитектуры и строительства Иркутского государственного технического университета Игорь Мартыненко полностью разочаровался в государстве и понял, что рассчитывать можно только на себя, на силу своего духа. По сути, анархисты личность ставят выше государства, она для них главная ценность, а все остальное всего лишь инструменты для ограничения ее свободы. Однако для описания анархистов, как правило, используются штампы о вседозволенности, а о том, что эта политическая философия основана в первую очередь на самодисциплине и нравственной ответственности каждой личности в отдельности, как правило, умалчивается. В современном дискурсе, когда единомыслие становится мейнстримом, анархизм для отчаянно ищущих превращается в спасение.
- Игорь, как и почему вы стали анархистом?
- Я родился в городе Могоча Забайкальского края, и не в самое счастливое время. В 90-е там все пришло в упадок, поэтому я на себе ощутил все «прелести» российской провинции, с продажной милицией и ненасытной бюрократией. Нас с братом воспитывала мама, отец нас бросил. Ей полагалось пособие для матерей-одиночек в размере 84 рубля на ребенка в месяц, выглядело как издевательство. Жизнь в депрессивной и обреченной на вымирание местности, разумеется, повлияла и на мое мировоззрение, и на мои оппозиционные взгляды. Я прочитал много литературы, учил историю, искал ответы на вопросы, которые меня мучили, как раз об этом духовном смысле, в чем он? Однажды, в 2011 году, когда я уже переехал в Иркутск, в переходе на стене я увидел надпись: «Государство – враг народа. Автоном. Орг»– и понял, что это созвучно с моими мыслями.
Так я оказался в рядах иркутских анархистов и либертарных коммунистов.
- Кто такие иркутские анархисты, какие идеи они исповедуют и чего добиваются?
- Как мы помним из истории, идеологами анархизма были Михаил Бакунин и Петр Кропоткин. Они, как анархо-коммунисты, выступали за всенародное восстание рабочих масс, против эксплуатации и угнетения. Впоследствии это понятие было вульгализировано и дискредитировано и в советской России утратило актуальность. Организация анархистов «Автономное действие» возродилась в России в 2000 годы в Москве в субкультурной среде, получило известность и нашло немногочисленных сторонников в разных городах России, от Санкт-Петербурга, Калуги, Казани до Екатеринбурга, Тюмени и Новосибирска.
В 2002 году антифашистами Иркутска было принято решение создать «Автономное действие» и в столице Приангарья. В целом у нашей организации нет каких-либо идейных вдохновителей и лидеров, каждая группа в каждом городе автономна, никто никому указания сверху не дает, мы взаимодействуем только внутри нашего городского движения. Соответственно дополнительного финансирования у нас также нет, все наши мероприятия мы проводим с минимальным бюджетом – на взносы самих участников организации. Стабильно в наших мероприятиях принимают участие около 30 человек. Многие думают, что основная идея анархизма в стремлении все разрушить, посеять хаос, но это совсем не так. Наши идеи в чем-то схожи с коммунизмом, но при этом мы выступаем против и не признаем такие явления, как «государство», «национализация» и тому подобное. Интернационализм, космополитизм и антитоталитаризм – одни из главных постулатов анархизма. Также мы выступаем против всех видов угнетения – расового, классового, половой дискриминации и других. Наше последнее январское шествие, посвященное памяти антифашистов Анастасии Бабуровой и адвоката Станислава Маркелова, убитых националистами в Москве в 2009 году, мы провели для того, чтобы в очередной раз показать людям, что фашизм жив и набирает силу. Он не так слаб и безобиден, как кажется. От него гибнут люди. Сложность в том, что фашизм многолик, он мимикрирует под среду, маскируется, его очень трудно распознать, и поэтому с ним очень тяжело бороться. Но делать это можно, только если отчетливо понимать, что фашизм начинается там, где заканчивается свобода. Свобода мыслить, выбирать, думать, возражать. Фашизм начинается там, где у человека отбирают возможность быть собой. Многие ошибочно думают, что фашизм начинается со страха, это неверно, он начинается с равнодушия. В потрясающем фильме американца Боба Фосса «Кабаре» это очень убедительно показано. Поэтому равнодушие опаснее страха. Мы хотим донести людям простые, но очень важные вещи: «Мир без расовых предрассудков. Мир без страха быть другим. Мир не черно-белый. Мир — цветной».
- Вы сказали, что фашизм многолик, и он может существовать рядом с нами под разными личинами, а мы его не видим. Как это происходит, вы можете привести примеры?
-Разумеется, самый понятный из них – идеология потребления. Она очень близка фашистской, не случайно ведущие теоретики идей анархизма резко ее критикуют. В основе и той, и другой лежит господство над человеком его самых низменных инстинктов, приоритет его низших потребностей перед собственно человеческими, духовными. Идеология потребления парализует у человека волю и культивирует у него лень, бездействие и эгоизм. Человек, которым движут только инстинкты, предсказуем, и им легко управлять, более того, погружая его в состояние ничегонеделания, его можно удерживать там сколько угодно. Личность, которой движут инстинкты и которая лишена воли, не может быть свободной. Она порабощена, в данном случае привязана к материальным ценностям. Идеология потребления подменяет ценностные смыслы. Она убеждает человека в том, что смысл его существования не в его внутренней духовности, а во внешней материальной оболочке, о которой постоянно надо заботиться. Смысл в том, чтобы эту оболочку постоянно украшать и совершенствовать, в то самое время, как смысл человеческого существования в том, чтобы совершенствовать не оболочку, а суть. Когда человек находится в таком серьезном экзистенциальном противоречии с собственной природой, он теряет адекватность. И тогда самые страшные и ужасные вещи, такие, например, как фашизм и война, кажутся ему совсем даже не такими ужасными. Это тоже самое, когда вы сидите, пьете пиво и жуете поп-корн, а по телевизору вам показывают очередные кадры боевых действий. Чужая боль вас не трогает, потому что ваши физические болевые рецепторы не задействованы. Главной целью идеологии потребления на самом деле является не маркетинг, главной ее целью является обладание сознанием. С фашизмом тоже самое. Он овладевает массами, являясь патологическим отклонением в массовом и индивидуальном сознании, по сути, та же самая потеря адекватности, утрата подлинно человеческой сущности индивида. Все сказанное выше подтверждает выводы о том, что фашистская идеология и идеология потребления являются инструментами для подавления личности, а следовательно, и узурпации власти.
- И все-таки кто это такие, иркутские антифашисты? Почему они не остаются равнодушными, как все остальные?
- Это молодые люди в возрасте от 15 до 35 лет, действительно неравнодушные, свое свободное время они тратят на общественную деятельность, ходят на митинги, пикеты, расклеивают листовки. Они делают это искренне, потому что видят в этом высокие идейные цели. Почему-то в последнее время многие стали думать, что молодежь не интересуют идейные смыслы и духовные помыслы, что все, что ей нужно, это стандартный набор буржуа, составленный из удовлетворения материальных потребностей. Однако это близорукое заблуждение. Человеческая природа такова, что истинный ее экзистенциальный смысл заложен в духовности, и, когда этот подлинный смысл утрачен, личность подвергается глубоким серьезным деформациям. Молодежь это чувствует и ощущает наиболее остро. Фальшь, ложь, двойные стандарты, бессмысленность существования при определенном неблагоприятном стечении обстоятельств могут послужить мощными детонаторами социального недовольства.
К нам приходят люди, которые ищут эти духовные смыслы. Они могут быть антифашистами, пацифистами, экологами или феминистками, но всех нас объединяет одно – мы выступаем против интеллектуальной ограниченности, жестокости, ущемления прав и личных свобод. В одной из моих любимых книг Джорджа Оруэлла «1984» очень печальный конец. Главный герой не смог один изменить систему, она сломала его и подчинила себе, он был ничтожен и бессилен перед партией и Большим Братом. Книга окутана безнадежностью, беспросветностью, все идеи его внутреннего бунта вели в никуда. Это книга для меня – напоминание о том, что нужно пытаться что-то изменить здесь и сейчас, не ждать, когда появится тоталитарная партия и Большой Брат. Мы должны делать прямо здесь и сейчас все, что в наших силах, чтобы не скатиться в тоталитаризм, где люди безвольны и жалки.
- Ну, это, так скажем, все лирика, а делами какими отметились иркутские анархисты?
- За последние два года «Автономное движение Иркутск» провело ряд социально значимых мероприятий. Мы присоединились к Всероссийской акции «Вместе за свободную медицину», стояли в историческом центре Иркутска – 130-м квартале с плакатами: «Я здоров, но без штанов» и к Всероссийской акции «Свободу политзаключенным». Проводим пикеты «Остановим развал образования» и антимеховой марш. Среди традиционных мероприятий движения – анархистский Первомай в День труда, антифашистские шествия в январе. 25 ноября, в Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, активисты расклеивают плакаты, напоминают местным жителям о застарелой проблеме, которую нужно решать. А с 2005 года зимой и осенью несколько дней подряд проводим всемирно известную акцию «Еда вместо бомб», готовим вегетарианскую еду и раздаем ее бедным. За один день нам удается накормить до 50 человек.
Кроме того, мы принимаем активное участие и частично выступаем организаторами в проекте Freemarket– это бесплатная ярмарка, на которой каждый желающий сможет отдать свои вещи тому, кому это необходимо. Продлевая жизнь вещей, мы делаем потребление меньше. Не менее интересный проект – свободный университет. Суть его заключается в том, что на какой-либо площадке в теплое время года, даже в парках, проходят бесплатные публичные занятия на любые темы – основы бисероплетения или же практическая астрофизика, кинопоказы, мастер-классы. Выступить в роли преподавателя и поделиться своими знаниями может каждый, для этого необходимо заранее предоставить нам заявку и сообщить о теме лекции. Мы это делаем, поскольку свободное распространения знаний является одним из наших идеалов.
- Приходилось ли вам в своей деятельности сталкиваться с недоброжелателями и даже провокаторами?
- В последнем антифашистском шествии 18 января приняли участие около 40 человек. Не обошлось и без провокаций: за 30 минут до начала шествия возле отправной точки – Дома быта провокаторы раздавали листовки, в которых обвиняли нашу организацию в лицемерии и призывали людей в шествии не участвовать и нас сторониться. Затем антифашистское шествие почтили своим присутствием местные националисты. В самом начале их было человек восемь, но постепенно их численность разрослась до 15. Пока мы шли по Карла Маркса, эти товарищи шли по другой стороне улицы параллельно нам, кричали «национал-предатели» и кидали нацистские приветствия - зиги. Возраст провокаторов в среднем составлял 16 лет.
- Что для вас самое страшное в жизни?
-Погрязнуть в рутине, семья–работа–дом, лет в 70 осознать, что бездарно прожил свою жизнь. Это очень страшно – жить ради того, чтобы выживать. Чтобы избежать этого, нужно постоянно творить, думать, созидать, нельзя позволить себе превратиться в автомат, механически зарабатывающий деньги. Нужно искать и находить смыслы, во всем, постоянно стремиться к духовному росту, только тогда сможешь сказать, что все было не зря.
К сожалению, людей сейчас мало волнует, что происходит за пределами среды его комфорта. Люди отгораживаются от далекой беды, избегают чужих страданий и боли, живут обособленно друг от друга, боятся любить и дружить. В то время как нам всем нужно учиться солидарности. Может быть, это парадоксально на первый взгляд, что я, анархист, говорю о солидарности, ведь принято считать, что если в основе анархизма заложен исходный тезис о свободе личности, то мы за индивидуализм. Но это поверхностный взгляд. На самом деле в основе индивидуализма лежит эгоизм, а в анархизме его нет. Свобода одного индивида не может быть использована в ущерб другого, но этого может достичь только высокодуховная личность, понимающая свободу как ответственность за собственные поступки, а не как вседозволенность. Тогда люди не будут черствы к чужим страданиям и боли. А что мы видим сейчас? У нас даже уважительного отношения к чужому труду нет. Вот, например, негативное отношение к мигрантам яркое тому подтверждение, когда даже маленькие дети бросаются в них камнями, а родители ведут себя неоправданно надменно, хотя и пользуются плодами их труда.
- Все, что вы говорите, по смыслу напоминает утопические идеи коммунизма. Но ведь это мы уже проходили, почему вы думаете, что они реализуемы в действительности?
- На мой взгляд, в нашей стране никогда коммунизма в его подлинном смысле не было. Во времена СССР также была правящая верхушка, которой доставались все сливки, и обычный в некоторых аспектах ущемленный народ. Равенства как такового не было. Мы выступаем за истинный коммунизм. Не отрицаю, что такое общество мы сможем построить не завтра, не через 10 лет, для этого потребуется намного больше времени. Но я уверен, что именно такая идея равенства и братства необходима людям, живущим в нашем эгоистичном мире.
Валерия БатутитеИсточник
Добавить комментарий