Pussy Riot радикальная феминистская панк-группа из России, прославившаяся своими выступлениями на самозахваченных площадках (начиная от станций московского метрополитена и заканчивая Лобным Местом Красной площади). Тексты песен отличаются нарочитой грубостью и жесткой привязкой к политическим реалиям (“Пиздец сексистам, ебаным путинистам!”, “Смерть — тюрьме, свободу — протесту!”). Во многом, именно благодаря Pussy Riot, феминистский дискурс начал проникать в уличное оппозиционное движение. Александр Володарский пообщался с участницами группы о феминизме, гендере, панк-роке, акционизме и левизне.
Группа Pussy Riot всегда выступает в масках. Почему?
В последнее время художественная, уличная, акционистская деятельность государством воспринимается как определенный вид террористической активности. Наш образ — иронический комментарий на эту тенденцию.
Перформансы Pussy Riot очень напоминают незабвенное выступление группы Война в Таганском Суде. Есть ли принципиальная разница между художественной и активистской философией Pussy Riot и Войны?
Выступление группы Война находится в ряду нелегальных панк-выступлений, которая возникла в Европе еще в 70-е годы. В России сейчас эта традиция представлена скудно, и потому любой подобный жест становится крупным событием. Из-за этого в медиасфере возникает невольная связь между Войной и Pussy Riot. Мы же, в отличие от Войны, больше отсылаем к западным культурным течениям, таким как панк-феминизм — BikiniKill и RiotGrrrl.
Различий между Pussy Riot и Войной достаточно много; все сравнения возникают по той причине, что сейчас на постсоветском пространстве мало кто занимается нестандарными несанкционированными действиями. По той же причине нас часто сравнивают с Femen. Pussy Riot отличает форма высказывания — панк-концерт, причем мы целенаправленно работаем с жанром панк-выступлений, из раза в раз прибегая к нему и усложняя, обогащая его, в отличие от Войны, форма высказывания которой более размытая.
По содержанию отличия тоже велики: например, акция Войны, которая получила премию Кандинского, носит патриархальный, фаллоцентристский, консервативный характер. Именно против этих тенденций в современной культуре и политике мы и выступаем.
Оккупация Лобного места на Красной площади
Можно ли представить себе выступление Pussy Riot на обычном (пускай и андеграундном) панк-концерте? Собираетесь ли вы как-то развиваться именно как музыкальная группа?
Мы принципиально не будем выступать на легальных площадках, в т.ч. и на андерграундных концертах. Мы развиваемся, поскольку к группе постоянно присоединяются новые музыканты и вносят свои представления о настоящем панке.
Ваше отношение к популярной в феминистской среде “гендерной сегрегации”? Может ли мужчина быть полноправным участником группы? А фем. движения в целом?
Мы относим себя не к второй, а к третьей волне феминизма, или к пост-феминизму. Третья волна деконструирует само понятие пола, таким образом дискриминация по признаку пола становится просто абсурдной. Говоря о «гендерной сегрегации» вы ссылаетесь на первоначальную биполярную модель «мужчина — женщина». Мы мыслим гендер иначе: есть бесконечное количество гендеров, которые не принадлежат линии между «мужским» и «женским» полюсами.
Поэтому вы, скорее всего, говорите о явлении, которое мы называем «половой сегрегацией». А поскольку мы считаем деление людей по признаку пола негативным и теоретически несостоятельным явлением, то ни о какой половой сегрегации в нашей практике не может быть и речи. Мы не являемся эссенциалистками и не считаем, что все женщины мира связаны какой-то единой нитью. Мужчина и женщина из одной культуры могут быть гораздо более схожи, чем женщины разных культур.
Пока, в силу того, что российский зритель всегда при восприятии пытается выстроить какую-то иерархию, например, первичность мужской фигуры и, соответственно, вторичность женских, мы выступаем в чисто женском коллективе. Нам важно показать, что женщина может обладать рядом качеств, которые обычно приписываются мужчинам — агрессия, смелость, независимая политическая позиция. Таким образом мы показываем, что стандартный полотипизированный взгляд является несостоятельным. В дальнейшем, когда публика привыкнет к смелому самостоятельному женскому высказыванию, мы откроем дорогу к выступлению в Pussy Riot и для мужчин.
Конечно, любой мужчина может влиться в феминисткое движение. Гендерное равенство выгодно всем.
Является ли феминизм для вас самостоятельной и самодостаточной идеологией? Или вы рассматриваете его как часть эмансипативного движения?
Ни одна из идеологий не является самодостаточной, каждая возникает из какого-то контекста. Конечно, феминизм — часть эмансипативного движения. И, кроме того, мы не стали бы говорить о феминизме как об идеологии, скорее это критическое движение, практическое и теоретическое, которое может быть использовано при рассмотрении любой идеологии. Это критическая позиция в определенных вопросах, не претендующая на предоставление целостного знания о мире. Феминизм неизменно деконструирует консервативное знание и предрассудки, но он претерпевает сильные изменения в зависимости от политической и теоретической среды, в которой работает. Даже самое грубое различение первой, второй и третьей волн феминизма показывает, что он разительно меняется вместе со временем.
Очевидно, что Pussy Riot тяготеет к левым и либертарным идеям. Но могли бы вы подробнее обрисовать свою позицию? Есть ли она?
В Pussy Riot много работников и поскольку мы не имеем фюрера и продюсера, выработка общей политической платформы требует постоянного обсуждения и компромиссов. Потому говорить о наличии единственной и единой позиции мы бы пока не стали. У нас, естественно, нет людей с правыми, фашистскими взглядами, нет и неолибералов или либерал-фундаменталистов. В остальном — разнообразие: от анархистов до левых либералов. Вообще же разработка политической программы развития политической, культурной, образовательной и экономической сферы в России пока остается на нашей совести, это вопрос дискуссионный внутри группы, мы много времени тратим на обсуждение этих вещей. Навешивать же голые, ничем не подкрепленные политологические штампы мы на себя не готовы.
Тут есть та еще проблема, что используемый нами сейчас язык во многом заимствован из политологической практики англоамериканской или контенинтальной. Порой, когда те же слова применяешь к российской ситуации, начинают лезть грубейшие ошибки и нелепицы. Мы не любители раз и навсегда данных определений, в этом смысле мы следуем методологии квир — методологии подвижности, мобильности, изменчивости. Мы подходим к миру не со стороны предельно широких и почти метафизических политологических обобщений, а со стороны выявляемых всеми нами проблем. Мы стараемся браться за и пытаться разрешить конкретные проблемы, которые тревожат всех нас. К примеру, мы все сходимся в понимании того, что для успешного функционирования политики России необходимо избавиться от Путина и превалирования силовиков в государственном аппарате, поэтому мы поем песни против «блядских вождей».
Но вместе с тем мы осознаем, что Путин в какой-то мере отвечает на патриархальный запрос справедливого и строгого царя, идущий от наших сограждан. Потому Pussy Riot работают не только с текущей политической повесткой, но и с более широкой, культурной, смысложизненной. Мы стараемся нападать на опасные с нашей точки зрения установки и представления. С тревогой мы смотрим на то, как от оппозиционных структур ожидают выдвижения лидеров и царьков. Мы же подаем пример того, как может функционировать сообщество в отсутствие лидера, продюсера или идеолога.
Ну, и последний закономерный вопрос — ваши творческие планы? Не задумывались ли вы о зарубежных гастролях?
Планов предпочитаем не раскрывать. Да, нам предлагали зарубежные гастроли, но мы пока решили не ездить никуда, а работать на месте. Тем более что политическая ситуация обязывает. К тому же, работнику культуры всегда интереснее работать в знакомом ему контексте.
Добавить комментарий