Всем привет! Мы продолжаем наш еженедельный подкаст «Тренды порядка и хаоса». Это эпизод 145. Вот какие события заинтересовали нас на прошедшей неделе.
Убийство Навального
Начнем с сообщения о смерти Навального. При том, что Навальный, безусловно, является нашим политическим оппонентом, националистом, долгое время активно эксплуатировавшим тему ксенофобии и имперцем, он являлся самым ярким и заметным лидером антипутинской оппозиции, имевшим наибольшее количество сторонников. Особенности политического поля постсоветской России сделали его, как ни странно, лидером именно либерально-демократической части оппозиции, которая оказалась не чужда вождизма и шовинизма.
Особенно большую популярность он получил среди молодежи, школьников и студентов. Охранители даже прозвали молодежь, ходящую на оппозиционные либеральные митинги, «навальнятами».
Так что, как бы Путин ни избегал называть фамилию своего самого популярного оппонента, но эта фамилия вписалась в российскую оппозиционную политику навсегда.
Среди моих демократически настроенных друзей было немало не только поклонников Навального, но и активистов его штабов. Мы много спорили и об их лидере, и об альтернативах путинской диктатуре. И сейчас мы находимся по одну сторону баррикад.
Так что, как бы мы, будучи анархистами, совершенно справедливо не критиковали Навального, но для нас его смерть - это убийство государством политического противника режима. И безусловно, смелость и настойчивость, с которой Навальный боролся с этим режимом, достойна уважения, по крайней мере лично для меня.
Надо также сказать, что было видно, как меняются и националистические взгляды Навального. Из тюрьмы он начал писать о своих сокамерниках-мусульманах и иностранцах как о таких же людях, чем сильно отличался от того Навального, который ходил во главе нацистских «русских маршей». Можно это списать на политическую уловку, но также можно надеяться, что он действительно мог пересмотреть свои прежние ксенофобские взгляды. Каким бы вышел Навальный из испытания российской тюрьмой, мы к сожалению, не узнаем. Режим его убил.
Сейчас я вижу, как многие оппозиционно настроенные люди в России подавлены. Они думают: если власти не побоялись уничтожить самого известного во всем мире российского оппозиционера, то что они сделают со мной и с моими родными? Такие мысли можно понять, и, конечно, мы можем тревожиться за судьбу других политических заключенных, среди которых есть и немало наших товарищей. Но в то же время, несмотря на демонстрацию государством готовности уничтожать всех, кто посмел поднять голову, люди пошли к памятникам репрессированным и другим знаковым местам своих городов. Многие были жестко задержаны полицаями. Совсем не обязательно все эти люди были политическими сторонниками Навального, но все они точно противники российского фашизма и путинской диктатуры.
Народный протест
Любители тыкать пальчиком в то, что опять вышло недостаточно много, как обычно не представляют себе, что даже из тех, кто выходил раньше, часть в тюрьмах, часть в вынужденной эмиграции. Что касается претензий к русскому обществу, или тем более народу, то совершенно непонятно, кого именно они имеют ввиду под этим обществом? Политизированное общество сосредоточено чаще в крупных городах, как наиболее активное население, к тому же имеющее ресурс несколько больший, чем обеспечивать базовые нужды ради выживания. А условный «народ», в большинстве своем представленный бедным или обедневшим населением, никогда и не являлся аудиторией Навального, как бы тот ни пытался привлечь его на свою сторону.
Мало того, условный «народ» России на самом деле представлен множеством народов, населяющих её территорию. И если Навальный и другие неолибералы делали ставку на «славянское» население, с имперским пренебрежением относясь к другим народам, то сейчас всё чаще мы видим активное и самоорганизованное сопротивление народов, чьи территории нещадно эксплуатируются в пользу как частного капитала, так и центральных властей. Конечно, эти протесты пытаются оседлать националисты. Любой протест всегда пытаются оседлать те, кто ищет собственную выгоду и, конечно, легче всего отвести людям глаза, используя ксенофобные, националистические настроения.
Но это не значит, что этими протестами следует пренебрегать, каждую ситуацию нужно рассматривать, как движение, вызванное недовольством и качеством жизни, и её перспективами. То есть изначально ими движет именно социальная несправедливость, и есть потенциальная возможность, что в итоге именно она и станет определяющей, а не попытки свалить проблемы на представителей других национальностей.
Сейчас, когда власти в Башкирии прессуют протестующих, среди тех, кто выходит на улицы, есть представители самых разных национальностей. Мне, как человеку из многонациональной семьи, вообще трудно понять разделение по национальному принципу, а уж как анархистке так тем более, но людям, чей голос так долго не желали слышать, важно высказать протест на своём языке, и здесь уже может проявиться не только национальное сознание, но и антиколониальное.
Антиколониальная борьба
И вот когда мы говорим об антиколониальной борьбе, то я не согласна с теми, кто считает, что палестино-израильская бесконечная война уже давно не о том. Именно колониальный подход и создал саму почву для всех последующих событий. И, к сожалению, на нынешний момент привёл к ситуации цугцванга, по крайней мере, как мне сейчас это видится.
Мусульмане из стран Магриба, с которыми я много общаюсь, показывают мне фотографии мертвых палестинских детей и спрашивают «неужели за это никто не ответит»? «Израиль это государство-оккупант!» - говорят они. Русскоязычные блогеры из Израиля показывают фотографии убитых еврейских детей и спрашивают «неужели за это никто не ответит»? - «Палестина – это государство-террорист!» Что дальше?
Вина за всё, что что делает государство, в головах многих людей автоматически распространяется на всех, кто находится на его территории. В предыдущих трендах мой коллега также обращал внимание, что это категорически несправедливо, и государство не представляет каждого, кто так или иначе является его гражданином.
Мне тем не менее более чем странно, когда россияне из либеральной оппозиции, обижающиеся на то, что кто-то считает, что «хороших русских» не бывает, совершенно легко и спокойно приняли идею, что каждый житель Газы несёт ответственность за террористов из ХАМАС. Мне, конечно, хотелось бы надеяться, что сознание той части российской оппозиции, что считает такой подход совершенно оправданным, будет меняться, но пока что люди предпочитают не рушить удобную картину мира. Как говорится, «здесь играем, здесь не играем».
Но надо сказать, что анархистов с таким же подходом, но, например, в адрес россиян, к сожалению, тоже хватает. Знаете, я уже достаточно навидалась бывших анархистов, поехавших на этой теме настолько вправо, что дальше уже просто некуда. Хватит, не заигрывайте с коллективной ответственностью.
Война и тихий саботаж
Если говорить о колониализме или милитаризме, то война путинского государства против Украины абсолютно ложится в эту схему. Поражает мстительная настойчивость, с которой Путин готов бесконечно посылать на смерть своих граждан в надежде, что в Украине способные оборонять её граждане закончатся раньше. Война идёт уже скоро как два года, уже никого не удивить, что и по российским городам прилетает «ответка», в группах по эмиграции уже стандартный запрос от матерей, мол, что делать, сыну скоро 16, куда пойти учиться, чтобы уехать из России?
Тут опять-таки появляется указующий перст: а почему они убегают, а не протестуют? Ну что сказать... Традиция тихого саботажа в России оказалась пока что гораздо сильнее революционной. Так что, если на открытый бунт решаются немногие, то скрытый саботаж тоже дело. А иногда только скрытый саботаж и возможен.
Закон о конфискации
На этой неделе появилась новость, что Путин подписал закон о конфискации имущества за «фейки» об армии РФ. Если почитать, то имеется в виду имущество, которое было использовано с целью нанести вред государству, если это было сделано в корыстных целях и т.д., но мы уже видим, как законы, что старые, что новые, прокуратура притягивает за уши как угодно и где хочет.
Ну что сказать… ожидаемо. В соседней Беларуси уже конфискуют и передают гэбистским палачам имущество политических эмигрантов. Но «голыми пришли в этот мир, голыми уйдём», не напугали.
Ни бог, ни царь и не герой
В заключение только вновь напомню слова «Интернационала», написанные анархистом и революционером Эженом Потье: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и ни герой. Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой.» Если учесть, что во французском оригинале вместо «героя» значится «tribun», то становится ещё актуальнее.
Ну вот и все на сегодня! Напоминаем, что в "Трендах порядка и хаоса" участники Автономного Действия и другие авторы дают анархистские оценки текущим событиям. Слушайте нас на YouTube, SoundCloud и других платформах, заходите на наш сайт avtonom.org, подписывайтесь на нашу e-mail рассылку!
Выпуск подготовила NinaT
Добавить комментарий