Эсеры-максималисты - радикальное течение эсеров, основанное на синтезе идей русского народничества и европейского революционного синдикализма. Это очень яркий пример синтеза различных политических течений и открытого несектантского мышления. Эта форма антиавторитарного социализма некоторое время существовала в России, Беларуси, Украине, Литве.
Союз с.р. максималистов (ССРМ) был образован в 1906 г. на базе радикальной части партии социалистов-революционеров (эсеры, ПСР). Максималисты, в отличие от большинства эсеров, выступали за социализацию (передачу в руки общественных самоуправлений) промышленности и земли.
Максималисты, как и анархисты, отдавали предпочтение нелегальным методам борьбы, так как только такая борьба, по их мнению, могла подготовить народное сознание к радикальному изменению общества в целом. Ведь любое следование государственным законам, решениям судов или предписаниям полиции формирует в обществе покорность, привычку подчиняться сильным мира сего.
Первая русская революция чем-то напоминает современные революции в Египте и Украине. Большинство ее участников не шли дальше свержения царизма и буржуазно-демократических идей.
Максималисты, естественно, знали, что большинство участников первой русской революции (1905-1907 гг) выступает за создание парламентской республики западного образца. Поддерживая борьбу большинства народа против самодержавия (ибо при диктатуре невозможны ни элементарная свобода собраний и шествий, ни минимальная свобода от полицейских преследований), с-р максималисты, тем не менее не поддерживали парламентскую республику. Какой толк в смене у власти купленных олигархами депутатов? Все равно, депутаты станут действовать в интересах крупного бизнеса, а народ будет по-прежнему жить в нищете.
Необходимо, считали максималисты, создать бесклассовое общество, основанное на трудовом самоуправлении; фабрики и заводы должны перейти под контроль федераций трудовых коллективов, а землю следует передать местным сельским общинам (громадам). Этот строй назывался Трудовой республикой.
Подлинное народовластие, по мнению максималистов, станет возможным лишь тогда, когда сами орудия труда и все общественное богатство попадут в руки трудовых коллективов. Лишь тогда люди действительно смогут распоряжаться своей жизнью и всеми общественными благами по своему усмотрению. Это как если бы сегодня в Украине или Египте сторонники революции поддерживали бы Майдан\Тахрир и борьбу против диктатуры Януковича (Мубарака), но выступали бы не за парламентскую систему, а за перенос практики майдана на фабрики и создание на основе трудовых майданов\тахриров системы самоуправления.
Но как будет выглядеть общество в целом, каким будет строй максималистской трудовой республики?
В 1905 году в России появляются советы. Их создание не было результатом инициативы какой-либо партии или политической организации. Оно стало результатом стихийной самоорганизации работников. Фактически первые советы были межзаводскими забастовочными комитетами. Выбранные собраниями трудовых коллективов делегаты совета получали определенный наказ от своих избирателей, могли быть в любой момент отозваны и заменены другими делегатами в случае неисполнения наказа. Кроме организаторских функций во время забастовки, советы брали на себя и другие задачи. Среди них - борьба со штрейкбрехерами, создание боевых дружин для охраны забастовщиков от нападений полиции, снабжение рабочих кварталов продуктами питания во время стачки, поддержание там порядка. Очень быстро советы превратились в аналог местных органов рабочей власти\самоуправления.
Во всяком случае, так должна была работать система советов в идеале. Казалось бы, в этом коренное отличие советов от современных майданов\тахриров. Ведь советы создавались строго по классовому (производственному) принципу. Но на практике разница не столь уж велика. Коллективы работников далеко не всегда в полной мере контролировали своих делегатов. Советы не были органами чисто классового влияния работников. Сильные политические партии более умеренного, чем максималисты, толка, партия эсеров и социал-демократическая партия, контролировали большинство советов. Эти партии боролись в 1905-1907 гг за буржуазную демократию. Кроме того, они получали крупные суммы денег от либеральной буржуазии. Так, большевики получали деньги от миллионера Саввы Морозова. А вся верхушка партии эсеров состояла из родственником и менеджеров корпорации чайного короля, мультимиллионера Давида Высоцкого. Эти партии контролировали большинство советов и поддерживали требования парламентаризма, буржуазной демократии. Партии паразитировали на народном движении, стремясь подчинить его себе и, фактически, некоторым группам буржуазии. Таким образом, на практике, Советы стали, в лучшем случае, лишь эмбрионом, зародышем трудового самоуправления.
...Единой точки зрения на то, как будет организована Трудовая республика, у максималистов не было. Однако, идея советов в конце концов утвердилась в их мировоззрении в ходе революции 1917-1921 гг. Ведущий идеолог партии эсеров, Виктор Чернов, писал, что максималисты с самого начала буквально влюбились в советы. В них максималисты увидели краеугольный камень будущей Трудовой Республики. Именно советы трудовых коллективов, объединившись, выбрав общий совет (съезд делегатов) станут управлять производством, организуют распределение материальных благ, а заодно станут принимать политические и законодательные решения. Если Чернов прав, то получается, что именно максималисты первыми выдвинули лозунг "Вся власть советам". Но, в отличие от большевиков, максималисты никогда не стремились подменить самоуправление работников властью одной партии.
Собственная организация, Союз Социалистов-Революцинеров Максималистов (ССРМ) никогда не рассматривалась ее участниками в качестве партии. Максималисты не стремились захватить власть. Свое назначение максималисты видели в том, чтобы стать инициативным революционным меньшинством. Следовало словом и действием (примером) побуждать к борьбе и самоуправлению весь трудящихся класс.
Не поддерживали максималисты и профсоюзы.
Во-первых им были абсолютно чужды подзаконные методы борьбы: обращения в суд, подача жалоб государству. Такие методы, по мнению максималистов, никогда и нигде не вели к революционным преобразованиям, поддерживали у работников рабскую зависимость от государственных законов, покорность органам государства.
Во-вторых, одной экономической борьбы, борьбы за зарплату, мало, чтобы пробудить в людях новое некапиталистическое сознание. Борьба за зарплату должна сочетаться с агитацией за более широкие цели, за создание бесклассового общества, основанного на самоуправлении трудовых коллективов, советов.
Можно видеть, что тактика с.р. максималистов до некоторой степени близка ранним организациям германо-голландских коммунистов рабочих советов, особенно KAPD.
Правда, имелись исключения. Максималисты, наряду с анархистами, были инициаторами создания большой организации профессиональных союзов в Одессе. Но эта организация ставила цели преобразования общества, близкие к программе максимализма. Кроме того, она была нелегальной и строго радикальной в плане тактики (1).
Итак, главным методом борьбы максималисты считали создание идейных ячеек на фабрике. Эти ячейки, в свою очередь, объединялись в территориальные коллективы. Они могли инициировать крупные нелегальные экономические стачки, распространять социально-революционные идеи и инициировать радикализацию советов.
Таковы в общих чертах были убеждения эсеров-максималистов.
1) Одесса - родина анархо-синдикализма
http://shraibman.livejournal.com/1042452.html
Шрайбман