AVTONOM.ORG В  ЛИБЕРТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА
Моше Гончарок

ПЕПЕЛ НАШИХ КОСТРОВ


Заключение

СОДЕРЖАНИЕ

В 

В В  Еврейская ветвь международного анархистского движения - интереснейшая страница истории; во-первых, истории еврейского народа, во-вторых - истории революционного движения. Группы рабочих и интеллигентов, поставившие своей задачей пропаганду идей анархизма в еврейской среде, существовали с 1880-х до 1980-х гг. Это столетие дало миру десятки оригинальных мыслителей-анархистов, сотни интереснейших книг, написанных ими, многочисленные анархистские издательства, газеты и журналы. Еврейское анархистское движение зародилось в Западной Европе и США, в среде эмигрантов - рабочих и интеллигентов, выходцев из России. Почти все участники еврейского анархизма вышли из местечек или городов с компактным еврейским населением, родным языком которого являлся идиш. Это обусловило использование идиш в виде официального языка данной ветви Движения. На нём происходило основное общение участников конференций и съездов групп и федераций еврейских анархистов, на нём писались книги, статьи, материалы для периодических анархистских изданий, выходивших во многих странах мира - от Англии и Франции до США и Аргентины. Абсолютное большинство лидеров еврейского анархизма были людьми, получившими традиционное религиозное воспитание; учились в йешивах, многие считались талмид-хахамами, некоторые имели раввинские удостоверения. УглублённоеВ  изучение в детстве и юности Священного писания, Талмуда, средневековой философии, книг Каббалы, учения хасидизма наложило свой отпечаток на стиль мышления классиков еврейского анархизма - даже на тех из них, кто впоследствии выступал с безоговорочно атеистических позиций. Идиш-анархистише бавегунг было единственным европейским революционным движением нового и новейшего времени, среди идеологов которого встречались как убеждённые атеисты, так и глубоко верующие люди; как космополиты, так и сторонники "палестинской" версии решения национального вопроса - сионисты. После катастрофы восточноевропейского еврейства, уничтожения нацистами миллионовВ  "природных" носителей языка идиш и традиционного "идишкайта", после ликвидации Сталиным еврейской культуры в СССР, участники еврейского анархистского движения, уцелевшие в странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки, сохранили верность умиравшему языку идиш. Со времени, последовавшего за окончанием второй мировой войны, практически все известные автору этой книги участники идиш-анархизма проявляли глубокий интерес к сохранению культурных традиций еврейского народа, прилагали большие усилия к поддерживанию культуры на языке идиш. На исходе ХХ века последние еврейские анархистыВ  - бывшие редакторы и читатели ныне уже не существующих газет и журналов - являются знатоками и приверженцами Ч™Ч™ЦґЧ“Ч™Ч© В - идиш, активистами Идиш-Лиги, Арбетер ринг и других культурных идишистских организаций. Многие активисты еврейских анархистских групп и федераций - журналисты, писатели,В  поэты - привнесли много нового в современную еврейскую культуру на языке идиш, а некоторые (А.Гордин, Я.-М.Залкинд) -В  и в ивритскую культуру. Практическое исчезновение языка идиш из обихода современного анархизма, а вместе с ним - исчезновение еврейской ветви движения как таковой в конце ХХ в. - вызвало явное возрастание интереса к идиш-анархизму со стороны нееврейских энтузиастов - анархистов нашего времени. Мне остаётся лишь констатировать факты: Джон Паттен (John Patten), руководитель анархистской Kate Sharpley Library (Норфолк, Англия), имеетВ  постоянный контакт с ИВО и регулярно печатаёт в бюллетене своей общественной библиотеки призывы к британской анархистской общественности о поисках старой анархистской литературы на языке идиш, - и сам старательно изучает этот язык. Результатом его исследований явился выпуск библиографического указателя ("Yiddish Anarchist Bibliography").[1] Международный центр исследований анархизма (Centre International de Recherches sur l`Anarchisme, CIRA) в Швейцарии, практически не имеющий сотрудников, знающих еврейские языки, успешно собирает раритеты на идиш и иврите, разыскивая их по всему миру в частных коллекциях, каталогизируя эти книги для "вечного хранения" - для будущих историков анархизма. Т.н. Анархистский архивный проект - AnarchistВ  Archives Project в США, руководимый Джерри Капланом, связанный с международной группой "Анархист Атлантики" (Atlantic Anarchist), с 1994 г. ежегодно публикует в своём библиографическом указателе список оригиналов и ксероксов книг, журналов и газет на идиш, разыскиваемых по всему миру и поступающих в его распоряжение. Итальянские анархисты из Centro studi libertari, Милан, в 1998 г.


В 

готовились провести международную конференцию на тему "Анархизм и иудаика".[2] Конференция была проведена 5-7 мая 2000 г. в Венеции, под названием "Анархисты и евреи". В её подготовке принимали участие, кроме вышеназванной организации, также Международный центр исследований анархизма (CIRA), Лозанна и исторический факультет Венецианского университета. В конференции участвовали такие известные специалисты, как Фурио Биагини и Энрико Ферри (Италия), Рудольф де Йонг (Амстердам), Даниэль Гринберг (Польша), Эрик Якобсон и Зигберт Вольф (Германия), Грегорио Равин (Аргентина)[3], Френсис Шор (США) и другие. Автору этой книги выпала честь организовать прибытие на конференцию израильтян - Мины Граур, Яакова Горена, Яакова Оведа и Хаима Зелигмана. По материалам конференции был издан сборник статей докладчиков, участвовавших в ней.[4]

В В  Летом 1998 г. в Тулузе на французском языке вышла небольшая, но необычайно ёмкая, богато иллюстрированная книга Жана-Марка Изрина "Les libertaries du Yiddishland", рассматривающая основные этапы истории еврейского анархизма, а также биографии ряда анархистов-евреев, не имевших прямого отношения к анархо-идишизму.[5] ТакжеВ  летом 1998 г. в г. Пиза вышла солидная, обстоятельная книга итальянского историка, анархиста Фурио Биагини "Nati Altrove (il movimento anarchico ebraico tra Mosca e New York)", на богатом материале иллюстрирующая историю еврейского анархизма в таких странах, как Россия, Великобритания, США, Аргентина иВ  Франция.[6]В В  Выход в свет этих книг, выпущенных французским и итальянским анархистскими издательствами, свидетельствует о росте интереса участников современных анархистских групп к истории идишской, канувшей в Лету, ветви Движения.

В В  Огромная литература (книги на исторические и философские темы, статьи, мемуары), а также до сих пор не опубликованные материалы на языке идиш, принадлежавшие участникам и активистам еврейского анархистского движения, до сих пор ждут своего исследователя. Абсолютное большинство этих документов существует лишь в их оригинальной идишской редакции и до сих пор не переведены ни на один язык мира. Несколько историков, о которых шла речь в этой книге, использовали некоторые материалы в переводах на английский и иврит. На русском же языке на тему истории идиш-анархизма до появления этой книги практически не было написано ничего.

В В  Биографии А.Гордина, Й.Людена, десятков других личностей, о которых шла речь в этой книге, история анархистских еврейских обществ и издававшихся ими газет и журналов - поистине бездонный океан сведений по проблемам идеологии и практики Движения, а также еврейской и общечеловеческойВ  культурной истории XIX - XX веков; каждое имя и название издания могли бы послужить темой, по меньшей мере,В  докторской диссертации.

В В  В заключение хочется сказать, что при всех своих минусах анархистское движение, в разные периоды его существования, в частности, в его еврейской ипостаси, внесло огромный вклад в борьбу за идеалы свободы всего человечества,В  равно как и в культурный фонд человеческой цивилизации. Отрицание анархистами любой власти на земле было много чище любого её обожествления.

В 

В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В В  Иерусалим, 1997-2002.

В 


[1] Yiddish Anarchist Bibliography. Editor: J.Patten. A "Kate Sharpley Library" project in co-operation with "The Anarchist Archives Projekt". London, England - Cambridge, MA, USA, 1998.

[2] М.Гончарок. Личный архив. Переписка с Джерри Капланом, Роджер де Гаррисом, Сидни Соломоном, Мари-Кристиной Михайло, Джоном Паттеном, Розеллой ди Лео (1996-1998).

[3] Г.Равин - один из последних остающихся в живых ветеранов Идише рационалистише гезелшафт в Буэнос-Айресе, автор монографии по истории анархо-идишистов Южной Америки.

[4] L'Anarchico e l'Ebreo. Storia di un incontro. - Centro studi libertari di Milano, 2001 (238 с.). Вступление к сборнику написал старейший итальянский анархист Амадео Бертоло.

[5] Jean-Marc Izrine. Les libertaires du Yiddishland. Toulouse, Alternative libertaire, 1998.

[6] Furio Biagini. Nati Altrove (il movimento anarchico ebraico tra Mosca e Nev York). Prefazione di Nathan Weinstock. Pisa, Biblioteca di storia dell' anarchismo, 1998.