AVTONOM.ORG В  ЛИБЕРТАРНАЯ БИБЛИОТЕКА
Гельмут Брюггеман, Михаэль Вайдингер

Израильский кибуц - модель альтернативного социализма?

В 

Предварительные замечания.

Во избежание всяких недоразумений предупредим: в настоящей статье речь пойдет не об израильском кибуце как о конкретной форме поселения и жизни в конкретное время и в конкретной стране. Нас интересует скорее "модель кибуца", то есть типология, а не история. Главный аспект при этом - небольшие "коллективные" жизненные структуры.

Таким структурам часто противопоставляется как другой полюс представление и опыт анонимного "общественного" стиля жизни в больших городах. Поскольку это противопоставление на многих уровнях и по многим проблемам (снова?) всплывает в политических и околополитических дискуссиях, прояснение связанных с этим вопросов становится одним из самых важных и интересных вызовов, с которыми сталкиваются силы "левой альтернативы".

В 

1. Обзор истории кибуцев.

История кибуцев тесно связана с историей сионистского заселения Палестины, осуществлявшегося с 1882 г. несколькими переселенческими волнами - "алиями". Безработица и тяжелые условия жизни заставляли трудящихся объединяться для оказания взаимной помощи. Эти группы рабочих вместе выполняли подряды на работы, создавали свои предприятия; соединение индивидуальных доходов обеспечивало каждому экономические гарантии. Стали развиваться различные начатки кооперативов, потребительских и производственных товариществ. В результате эксперимента по передаче группе рабочих для совместной обработки земли, купленной сионистским поселенческим обществом, в 1910 г. возникла Дегания - первая "квуца" ("маленькое сообщество"), которую считают сегодня первым кибуцем. Сельскохозяйственное производственное товарищество быстро доказало свое преимущество над другими поселениями, находившимися в состоянии застоя. В условиях Палестины оно стало наилучшим способом ведения хозяйства и наилучшей формой еврейского заселения.1 В этом создании "снизу", в прямой ориентации на на необходимость и требования жизни (до всякого теоретического обоснования) В. Пройс видит одну из важнейших причин успеха и устойчивости модели кибуца2

Коллективная форма труда и жизни казалась идеально связанной с целью сионистского движения - "национальным возрождением." и всеобъемлющим социальным преобразованием путем изменения не только общественных отношений, но и самого поведения человека. Основные идеи, которые в основном верны до сих пор, исследовал в "Законе квуцы" в 20-е гг. член Дегании О. Лебл:

1. Общая обязанность трудиться;

2. Коллективный труд и самоуправление при распределении рабочего времени;

3. Коммунистическая жизнь при равных условиях жизни в квуце;

4. Равенство прав в сообществе и в хозяйстве;

5.Самостоятельный выбор при утверждении рабочей организации;

6. Ответственность каждого и ответственность по отношению друг к другу;

7. Дисциплина во всех сферах хозяйства и в общинной жизни;

8. Свобода каждого в том, что касается политики, религии, партии и т. д.;

9. Отказ от использования наемного труда в хозяйстве квуцы;

10. Общественное воспитание и питание детей до достижения ими возраста работоспособности;

11. Обеспечение по старости и неработоспособности;

12. Открытие для женщин новых сфер экономической трудовой деятельности;

13. Равная обязанность всех членов квуцы (мужчин и женщин) работать в домашнем хозяйстве (готовка, кухня, стирка и т. д.);

14. Проникновение членов квуцы в хозяйственные проблемы (объема хозяйства, его отрасей, образования и повышения квалификации);

15. Постоянное стремление к увеличению производства;

16. Расширение квуцы в рамках ее хозяйственных возможностей;

17. Взаимопомощь между членами квуцы как продолжение идеи квуцы.3

Члены кибуцев считали себя лидерами движения к равенству и социальной справедливости и одновременно пионерами национального поселенческого движения. Отождествление "еврейства" с социализмом было, конечно, примитивным, но пропагандистски действенным. после провала буржуазного заселения Палестины сионистским организациям не оставалось ничего другого, кроме как развивать кооперативные формы. Организации вроде "Еврейского колонизационного общества" и "Еврейского национального фонда" (Керен Каемет ле - Исраэль) покупали землю и передавали ее затем для обработки не имеющим средств товариществам. Несмотря на большие хозяйственные трудности и нестабильность первых кибуцев, движение росло, поселения становились крупнее, их хозяйственная база расширялась.

Становилось все яснее, что развивать заселение может только рабочее движение. Но для того, чтобы содействовать массовой иммиграции и обеспечить еврейское большинство в Палестине, понадобилась жесткая организация израильского профсоюзного движения - Гистадрут, аппарат, которому вынуждены были подчиниться и кибуцы. Энтузиазм радикальных рабочих групп - Гдуд ха-авода (рабочих батальонов) систематически сдерживался, их анархо-синдикалистские представления переводились в русло национальных сионистских устремлений и подчинялись им. Идея соединения многих коммунистических групп в "сеть коммун" не была осуществлена4. С ростом иммиграции и количества групп с другим социальным составом формы поселений в рамках движения кибуцев становились более разнообразными с точки зрения концепций и организации.

"Социальная структура квуцы отражала социалистический идеал иммигрантов. Ее сердцевиной был принцип абсолютного равенства членов, как в том, что касалось удовлетворения личных потребностей, так и в том, что касалось их участия в решениях относительно хозяйства и управления поселением. Не было ни частной собственности, ни индивидуальной или связанной с семьей частной жизни. Квуца стремилась к созданию оптимальных возможностей для развития каждого из ее членов, но принципиально подчиняла индивидуальные интересы общим, что апредъявляло высокие требования к самодисциплине и самоотверженности индивида. Поскольку не все иммигранты были способны и готовы подчиниться такой дисциплине, уже в период четвертой алии (четвертой переселенческой волны 1924 - 1928 гг. - прим. перевод.) сложился более либеральный тип кооперативного поселения - мошавы.5 Этот тип поселений обрабатывал землю "Еврейского национального фонда", но делал упор на семью как на социальный элемент сообщества. Центр тяжести кооперации переносился на сферу закупки и выхода на рынок"6

Вплоть до 1922 г. были основаны 46 коллективных поселений. Позднее движение кибуцев совместно с образованным в 1929 г. "Еврейским агентством", с "Еврейским фондом" и Гистадрутом занималось приемом и интеграцией массовой волны иммиграции, вызванной нацистскими преследованиями. Хотя в 1937 - 1948 гг. иммиграция была запрещена, число иммигрантов за 1937 - 1947 гг. возросло более чем в два раза - с 649 до 1747 тыс., а число членов кибуцев - с 47 до 84 тыс. Только за 1936 - 1939 гг. были основаны 55 новых коллективных поселений.7

После начала нападений со стороны арабов в 1936 г. кибуцы продемонстрировали свою боеспособность; они служили складами оружия и базами для отрядов. Наконец, как поселения пионеров, они внесли существенный вклад в окончательное отделение израильского государства. в то же время они в большинстве своем выступали за мирное сосуществование и сотрудничество с палестинскими арабами, политически активно участвовали в движении "Мир - сейчас". После создания государства в 1949 г. кибуцы потеряли часть своих национальных задач.. Но кибуцное движение и сейчас еще входит в элиту общества. Большинство членов кибуцев принадлежало к самым острым критикам правительства Бегина, особенно его политики на оккупированных территориях и отношения к палестинцам.

В Израиле существует около 270 - 280 кибуцев.8 Если к этому прибавить вышеупомянутые мошавы и другие свободные товарищества, то окажется, что подавляющее большинство сельского населения Израиля живет в товариществах или непосредственно в кооперативных поселениях. При этом кибуцы и мошавы дают до 70 % сельскохозяйственной продукции страны.9

В кибуце в среднем живет около 200 членов, хотя это число может сильно колебаться от св. 100 до 2 тысяч. Это зависит прежде всего от возраста кибуца и числа живущих в нем поколений. Мошавы в основном меньше.

Число и численность населения кибуцев за минувшие десятилетия постоянно росли, но их доля в общем населении страны за счет больших волн иммиграции после второй мировой войны упала с 6 % в конце 30-х годов до 3 - 4 %. С одной стороны, кибуцы приобретают новых членов (в том числе через браки), с другой, 40 - 50 % лиц, выросших в кибуце ("сабров"), став взрослыми, покидают его и переселяются в город.

2. Является ли кибуц альтернативной моделью социализма?10

Этот вопрос - решающий для тех задач, которые мы поставили, но на него нельзя ответить просто так, абстрактно. Кибуц можно рассматривать с различных углов зрения и различных интересов:

- как модель целостного труда и целостной жизни;

- как модель товарищеской организации производства и потребления;

- как модель социальной интеграции и социальной гарантии;

- как модель децентрализованной организации;

- как модель демократического, освободительного сообщества;

- как модель альтернативной индустриализации;

- как модель разумного, эффективного сельского хозяйства;

- как модель "автоцентрированного" развития на наиболее "низком" уровне;

- и т. д.

Все эти подходы в определенном отношении представляют интерес; можно найти и другие. В данной работе мы сможем, разумеется, остановиться лишь на некоторых из них. С другой стороны, само это перечисление не должно создавать впечатление идеализации кибуца. В нем также есть свои внутренние, структурные проблемы и противоречия, а возможно и процессы, вызывающие проблемы - следствие или влияние структурных изменений, характеризуемых как "модернизация" и "либерализация".

Ниже мы представим с различных точек зрения реальную жизнь в кибуцах, как кажется, далеко не во всем однородную и "идеальную".

В 

2.1. Прямая демократия11

В 

Одна из главных ценностей кибуца - как можно более полное осуществление базисной демократии. Это демонстрируют прежде всего многочисленные политико - административные институты кибуца, которые призваны обеспечить высокий уровень участия членов в принятии решений либо практически уже предопределяют таковое.

Институты прямой демократии в кибуце выглядят следующим образом12:

В 

Общее собрание

В 

Социальная подсистема

Экономическая подсистема

В 

Исполнительная комиссия

Комиссия по управлению

В 

В 

Комиссия по труду

В 

Центральное управление:

1.Секретарь

2.Координатор

В по управлению

3.Казначей

4.Координатор по труду

В 

В 

В 

В 

В 

Комиссии по управлению и услугам

Отдельные рабочие и отраслевые группы

- комиссия по социальным вопросам

- молочная ферма

- комиссия по культуре

- птицеферма

- комиссия по потреблению

- cash crops

- комиссия по здравоохранению

- земледелие

- комиссия по "второму поколению"

- промышленность (различ.)

- комиссия по обороне

- уход # ремонт

В 

- столовая # кухня

В 

- одежда

В 

- воспитание

В 

Общее собрание, проходящее чаще всего еженедельно, - высший решающий орган и в известной мере последняя аппеляционная инстанция по всем делам кибуца. Текущие функции по управлению и координации на уровне кибуца осуществляются секретариатом, а в отдельных сферах деятельности - различными комиссиями, которые собираются каждые 1 - 3 недели. В отличие от секретариата, члены комиссий должны выполнять эту работу в свободное от регулярной работы время ; это немаловажно в кибуце, где правилом является 48 - часовая рабочая неделя. В комиссиях всегда работает около трети членов кибуца.

" Но это еще не все. Кроме того, имеются активные люди, которые берут на себя ответственность в ходе трудового процесса; они и политически активны в делах кибуца . . . Есть, правда, как мы говорим, людская переферия - люди, которые не ходят на общие собрания и не берут на себя ответственность за что - либо еще . . . По нашим подсчетам, это 10 - 15 % . . . С другой стороны, гораздо чаще бывает, что те же, люди, которые активны в комиссиях, берут на себя ответственность в вопросах труда и ходят на собрания" (М. Рознер).

В среднем, еженедельные общие собрания посещают только около 30, но благодаря общей ротации (смене) постов (срок пребывания на посту 1 - 2 года), степень участия людей в принятии решений на протяжении большего периода времени значительно шире.

Процесс "модернизации" кибуца не обошел и сферу его институтов. Имеются попытки частично заменить прямую демократию - один из самых "священных" принципов кибуца - представительным советом.13 Диференциация функций сказывается и по-другому. Комиссии становятся более многочисленными, к собственно управленческой работе прибавляется задача интеграции отдельных сфер управления. В той мере, в какой идет процесс дифференциации функций, растет и опасность складывания формальных и особенно неформальных иерархий. в кибуце пытаются бороться с этой проблемой различными способами: например, к эгалитарному распределению благ и ротации постов пытаются добавить "статусное несовпадение". "Существует аргумент, что индивиды, выполняя различные роли и функции, стремятся иметь во всех из них примерно равный статус . . . Кибуц здесь, напротив, намеренно создал несоответствие. Тот, кто занимает высокое положение в сфере труда, не получает аналогично высокого поста в социальной сфере" (У. Левиатан).

В 

2.2 Организационная структура 14

Если исходить из того, что центральной организационной структурой кибуца является сильно интегрированная сельская община, встают два вопроса, на которые могут быть даны ответы, вызывающие большие споры. Во-первых, как выглядит эта организационная структура внутри кибуца; что это: давление группы на индивид или солидарное сообщество? Во-вторых, как работает организация движения кибуцев, выходящая за пределы отдельной общины?

Вот несколько ответов на первый вопрос:

"Нельзя утверждать, будто в кибуце вообще нет никаких отклонений от принятых в нем норм. Тяжелые проступки, нарушающие общие законы, редки, но случается немало отклонений от неписанных законов и норм кибуца . . . Если каждый знает другого и знает, что он делает, можно быть более справедливыми друг к другу . . . Это связано с другим принципом общественой организации, о котором говорил еще Маркс. Речь идет о социальной системе, в которой можно видеть происходящее, которая обозрима, не анонимна и не слишком сложна, так что ее можно понять . . . Эта обозримость может вести к социальному давлению и побуждать к конформизму, но я полагаю, что достаточно много элементов в кибуце этому противодействуют. Если сравнивать с этой точки зрения отношения в кибуце и во "внешнем мире", то можно обнаружить, что важнейший элемент социального конформизма вне кибуца состоит в том, что каждый человек должен продавать себя как рабочую силу . . . Это означает, что даже если этот "социальный контроль" может вести к конформизму, то это совсем не тот конформизм, о котором идет речь в обществе потребления" (М. Рознер).

"Иногда групповое давление на индивида воспринимается как слишком сильное, и человек предпочел бы работать вне кибуца. В подобных случаях люди работают в региональной индустрии или где-нибудь в движении. То есть они совершенно не обязательно должны быть полностью интегрированы. Но именно эта интеграция - решающий элемент притягательной силы, излучаемой кибуцем" (С. Гевони).

Представляется, таким образом, что сама формулировка вопроса "групповое давление или солидарное сообщество?" неверна.15

Ответы на второй вопрос.

Большинство кибуцев объединены в три больших союза:

- либеральное "Ихуд ха-квуцот ве-ха-киббуцим" (Объединение квуцей и кибуцев), близкое к социал-демократическому крылу Партии труда (партии Ш. Переса и И. Рабина). Основанное в 1951 году, это самое "молодое" из трех объединений. В 1971 г. в него входили 83 кибуца.

- "Ха-киббуц ха-меухад" ("Объединенный кибуц"), образован в 1927 г., политически ориентируется на левое крыло Партии труда. В 1971 г. включал 58 кибуцев.

- "Ха-киббуц ха-арци" ("Всеизраильский кибуц") - "наиболее лево" ориентирован, близок к социалистической Объединенной рабочей партии "Мапам". В 1971 г. включал 75 членов.16

"Особую историческую заслугу движения составляли его выступления за сотрудничество с арабскими рабочими и за социальное равенство арабских и еврейских рабочих еще до образования государства. И после 1948 г. "Ха-киббуц ха-арци" остался важнейшим сторонником равенства арабов".17 Наиболее часто цитируемые в данной работе члены или исследователи кибуцев почти все связаны с движением "Ха-киббуц ха-арци".

Все три союза, в свою очередь, ассоциированы друг с другом в "Союз движения кибуцев" ("Брит ха-тнуа ха-киббуцит", осн. в 1962 г.). В рамках этой федерации созданы также различные совместные учреждения, в том числе "Институт Хешеф" - "самое значительное на сегодняшний день в Израиле учреждение в сфере руководства сельскохозяйственными предприятиями, в области экономии производства . . . "18 Кроме того, имеется несколько совместных торговых организаций.19 В целом, взаимопомощь - очень важный элемент в союзах кибуцев, и это часто называют решающим фактором для выживания и позитивного развития кибуцев. Однако в неизбежной косвенно-представительной форме организация этих союзов и "внутри" содержатся "органические" проблемы:

"Существует проблема эгоизма со стороны отдельных кибуцев, когда заходит речь о кооперации между кибуцами . . . , так что это превращается в вопрос о возможности отождествлять себя с более крупными единицами. Одновременно это и общая проблема - ведь между тремя сотнями членами кибуца нет таких же эмоциональных связей и такого же отождествления себя с другими, как в более мелкой группе из 10 или 20 человек . . . Существуют и бесспорные границы коллективизма. Если он выходит за рамки определенных размеров, . . . то может сохраняться только при наличии сильной идеологической мотивации или сильной зависимости" (М. Рознер).20

В 

Экономическое равенство 21

Цель кибуцного движения - создание бесклассового сообщества, свободного от эксплуатации. Коллективная собственность на средства производства, коллективное производство и коллективное потребление призваныобеспечить экономическое равенство между членами кибуца. Обязанности трудиться соответствует право каждого на получение соответствующей доли в совокупном продукте для пожизненного удовлетворения всех его признанных потребностей, независимо от вида и количества затраченного им труда.

"Однако принцип равенства в кибуце не означает усреднения, то есть того, что все люди должны иметь и делать одно и тоже; именно здесь существует индивидуальный подход. С одной стороны, от каждого - по его способностям. Люди имеют различные способности, не обязательно в одной и той же области, и каждый в соответствии со своими индивидуальными возможностями вносит свой вклад в общее дело. И точно так же наоборот: каждому по его потребностям. То есть и здесь исходят из того, что индивидуальные потребности различны, и что связи между способностями и результатами труда, с одной стороны, и потребностями, с другой, не существует. В кибуце в целом есть связь между результатами труда и удовлетворением потребностей, но на индивидуальном уровне ее не существует. Это означает, что при распределении потребительских благ не делается различия между людьми, работающими инженерами, и обычными рабочими, которые, быть может, обходятся кибуцу много дороже, чем инженеры"(Менахем Рознер).

Основополагающие условия такого крайнего коллективизма - равная оценка любой формы труда и отсутствие частной собственности (в свободном личном распоряжении только деньги на карманные расходы). Еще одна неотъемлимая предпосылка - запрет любой частной экономической деятельности, поскольку при наемном труде можно рассчитать индивидуальные результаты. Поскольку наемный труд отрицательно воздействует на социальную сферу и на сами принципы кибуца, в этом вопросе для кибуцев не может быть компромисса: доход, получаемый членами кибуца вне его, автоматически передается общине; с другой стороны, предпринимаются усилия для того, чтобы ликвидировать занятость наемных работников на кибуцных предприятиях.22

Коллектив кибуца планирует и распределяет расходы на блага и услуги, удовлетворяющие потребности своих членов. При этом коллективное потребление намного больше, чем требуется для удовлетворения основных потребностей23.

Иногда утверждают, что полный разрыв между результатами труда и вознаграждением, а также коллективное обеспечение по потребностям ведет к расточительству, поскольку люди не сознают стоимость и дефицитность благ и услуг. С другой стороны, коллективное потребление может быть более эффективным, удается избежать тяги к потребительству, сомнительной с социальной точки зрения.

"В кибуце почти не существует потребности в престижном потреблении, поскольку она тесно связана с обществом анонимности, в котором люди не знают друг друга . . . Кибуц не является обществом анонимности; это сообщество, где о человеке знают во всей его целостности, обо всех сторонах его возможностей и его личности, а потому меньше нужды стремиться к подобным престижным эффектам. С другой стороны, это и не особенно возможно: если нет собственных автомобилей, то нельзя и конкурировать друг с другом престижными автомобилями. Если все квартиры одинаковы по размерам, то и здесь не может быть конкуренции" (М. Рознер).

Отказываясь от непосредственного и индивидуального вознаграждения за результаты труда и от соответствующих материальных стимулов, модель кибуца вступает в противоречие с основополагающей посылкой буржуазных экономистов, будто крупные результаты и экономическая эффективность возможны только в условиях конкуренции и экономического неравенства. Эффективность кибуца основана, напротив, на более высоких моральных, социальных и политических мотивах, которые сообщество дает своим членам. В основе лежат глубокая внутренняя убежденность в ценности такой формы совместной жизни и добровольность членства. Человек остается "экономическим существом" ("Гомо Экономикус"), но соглашается самограничиться в удовлетворении индивидуальных (материальных) потребностей в пользу роста коллективного благосостояния, которое становится предпосылкой для удовлетворения индивидуальных потребностей (ориентация на коллективную прибыль).24 В то же время он является "социальным существом" ("Гомо социалис"), который готов и способен участвовать в осуществлении таких принципов, ценностей и норм кибуца, как равенство, справедливость, солидарность, взаимопомощь и ответственность (соучастие), исходя из потребностей в обществе и из сознания, что индивидуальная свобода, освобождение и самореализация всех зависят от коллективно организованного условия - свободы от экономического принуждения и господства. Для достижения этого необходимо, чтобы ценностные представления и ожидания (отдельных) членов совпадали с видом и способом коллективной структуры организации и руководства - это означает совпадение между индивидом и коллективом.

В этом смысле другие элементы жизни кибуца - демократическое руководство политикой и экономикой, система ротации (чередования) при занятии постов и выполнении работ, коллективное воспитание, совместное питание и (в прошлом) купание - служат обеспечению принципа экономического равенства.В 


ПРИМЕЧАНИЯ
В 

1 Одна из создателей Дегании М. Барац позднее вспоминала: "Это не теоретический подход. Мы не читали о деятельности коммун. У нас не было примеров . . . Я помню, что этот подход был следствием нашей любви к стране, любви к труду и мечты создать что-нибудь более справедливое и более социальное. Это стремление и вера в будущее помогли нам". (Цит. по статье А. Яссура "Израильский кибуц и конструктивный социализм"). В то же время большинство создателей рабочих коммун в Палестине находились под влиянием различных анархистских, социалистических и толстовских идей или прямо разделяло их. (См S. Maron. L в•ўalternativa dei kibbutz. // Volont. 1990. # 1 - 2)( Прим. переводчика)

2 4 W. Preuss. Das Genossenschsftswesen in der Welt und in Israel. Berlin, 1958. S. 70.

3 Цит. по: H. Meier - Cronemeyer. Ausstieg und Aufstieg, Weg und Wandlung der Kibbuzim. // Journal fr Geschichte. 1980. #6. S. 22 f.

4 В августе 1920 г. последователи анархо - коммуниста Иосифа Трумпельдора образовали организацию "Рабочий батальон имени И. Трумпельдора" (Гдуд ха-авода) с целью "строительства страны посредством создания всеобщей коммуны трудящихся". "В этот период коммуны, созданные еврейскими трудящимися в различных частях страны, объединились, чтобы создать то, что, как они хотели, должно было стать коммуной коммун, под названием Гдуд ха-авода . . . В нее вошли некоторые из наиболее крупных кибуцев, и некоторое время эта общенациональная структура включала треть всех трудящихся евреев Палестины, вдохновляясь целью нового еврейского анархо-коммунистического сообщества. Но этот проект не сработал, поскольку многие критиковали то, что он основывался на общем фонде для всех коммун: убытки одних из них должны были компенсироваться из доходов других" (S. Maron. Op. cit. P. 215). В результате Гдуд ха-авода распался, и возобладала более скромная модель: коммунистические отношения внутри кибуца и рыночные отношения с другими кибуцами и внешним миром. (Примечание переводчика).

5 Мошав - кооперативное сельскохозяйственное поселение, основанное на совместном владении сельскохозяйственной техникой и совместном сбыте продукции при сохранении частной собственности на имущество и индивидуального землепользования (Примечание переводчика).

6 P. Bockenheimer. Struktur und Entwicklung ausgewhlter Kibbuzim in Israel (Dissertation). Gieen, 1978. S. 6 - 7.

7 P. Bockenheimer. Op. cit. S. 7 - 8; N. Golomb. The Roles of the Kibutzim in Israel Society. // Kibbutz Management Center / Rupin Institute, Israel. Manuscript. P. 10.

8 В книге Х. Гвати (Х. Гвати. Киббуц: так мы живем. С. Петербург, 1992. С.. 245 - 251) приводится список 270 кибуцев, существовавших на 1986 г.

"В настоящее время более трети из общего числа членов выросла в кибуце, некоторые уже в четвертом поколении. Срогласно Центральному статистическому ведомству Израиля, в начале финансового кризиса в 1985 г. имелось 268 кибуцев с общим населением в 125 200 человек. В конце 1992 г. имелось 269 кибуцев с общим населением в 128 тысяч. Продолжали расти средние размеры кибуцев . . . Новые кибуцы, созданные на протяжении последнего поколения, в основном, имеют меньшие размеры и растут медленнее, а более старые являются наиболее крупными и продолжают расти. В 1992 г. 85 % общего населения кибуцев жили в кибуцах, основанных до 1950 г. В целом, население кибуцев составляло в 1992 г. 2,5% от всего населения Израиля." (S. Maron. Tra capitalismo e utopia. // Rivista anarchica. Dic. 1994 / Gen. 1995. # 214. P. 32) (Примечание переводчика).

9 По данным на 1982 # 1983 гг. (Государство Израиль. Справочник. М.., 1986. С. 190) в Израиле насчитывалось 264 кибуца (27 % общего числа хозяйств, население 116 тысяч человек, т. е. 22 % сельского населения), 41 коллективное поселение типа "мошав шитуфи", в котором общее хозяйство ведется коллективно, а домашнее хозяйство - посемейно (4 % хозяйств, население 9 тыс. человек, т. е. 2 %), 405 кооперативов - мошавов (мошав овдим)(42 % хозяйств, население 145 тыс. человек, т. е. 27 %), 57 сельскохозяйственных учреждений, опытных станций и т. п. (6 % хозяйств, население 22 тыс. человек, т. е. 4 %) и только 197 деревень частных хозяев (20 % хозяйств, население 198 тыс. человек, т. е. 37 %). (Прим. переводчика).

10 Цитируемые ниже без ссылки на источник оценки, сделанные членами кибуцев Рознером, Левиатаном, Голомбом, Розенкиром, Ямиром, Гасиетом и Гевони, взяты из неопубликованных протоколов их бесед с Ф. Фильмаром (F. Vilmar. Ist der Kibbuz ein bertragbares alternatives Konzept des gemeinsamen Lebens und Arbeitens? Arbeitstitel. Befragung von Kibbuzniks und Kibbuzforschern im Nov. 1980 und Feb. 1981 . Unv. Manuskript. Berlin FB 15 der FU, 1982).

11 См.: N. Golomb. Kibbutz Management - Direct Democracy in Practice // Kibbutz Management Center / Ruppin Institute, Israel (Manuscript); F. Vilmar. Op. cit.

12 N. Golomb. Kibbutz Management . . .

13 Здесь сказывается непреодолимое противоречие между коммунистическими отношениями, которые существуют внутри кибуца, и рыночно - капиталистическими отношениями окружающего кибуц мира. Принятие решений на рынке требует большей оперативности, а также специализации и дифференциации функций и задач, что, в свою очередь, диктует необходимость концентрации полномочий и прав принятия решений. Эти права концентрируются в руках "компетентных" управленцев, а на процесс разработки и согласования снизу не остается времени. Иными словами, рынок подрывает самоуправление и стратегически несовместим с ним. Кибуцы могли бы избежать этой проблемы, если бы обобществили свою экономику в рамках "коммуны коммун", то есть ликвидировали бы рыночные отношения между собой и ориентировались на максимально возможное самообеспечение. (Примечание переводчика).

14 См.: P. Bockenheimer. Op. cit. ; F. Vilmar. Op. cit.

15 Если считать это недостатком, то решением проблемы могло бы стать "сужение" сообщества до масштабов ассоциации. В этом случае жизнь каждого проходила бы не в одном сообществе, а одновременно во многих целевых ассоциациях, соответствующих различным функциям и жизненным сферам. См. также раздел 4 и интересную дискуссию К. Гильгенмана и Г. Хайнзона в кн.: G. Heinsohn (Hg.) Das Kibbuz - Modell. Bestandaufnahme einer alternativen Wirtschafts - und Lebensform nach 7 Jahrzehnten. Frankfurt, 1982. (Примечание авторов). (От переводчика: решением проблемы представляется анархистская концепция, по которой человек одновременно может входить в свою территориальную (потребительскую) коммуну, в отраслевое производственное объединение - синдикат и в какое-либо функциональное объединение "по интересам". См., например, П. А. Кропоткин. Записки революционера. М., 1988. С. 389 ; и др. работы того же автора).

16 Все коллективные поселения объединились в 1925 году в Товарищество квуцей ("Хевер ха-квуцот"). Но вскоре произошел раскол. В "Товариществе" остались приверженцы небольших поселений - не более 50 семей - , ограничивавших прием новых членов и занимавшихся только сельским хозяйством. Альтернативное движение "Гдуд ха-авода" быстро распалось, и по инициативе отколовшегося от него кибуца Эйн-гарод в 1927 г. был образован "Меухад". В него вошли сторонники широкого приема и создания крупных и расширяющихся поселений, сочетающих сельское хозяйство с промышленной деятельностью и более активно взаимодействующих друг с другом. В 50-е гг. "Товарищество квуцей" и часть членов "Меухад" объединились в "Ихуд", а в 1980 г. "Ихуд" и "Меухад" слились в "ТАКАМ" ("Ха-тнуа ха-киббуцит ха-меухедет", т. е. "Объединенное кибуцное движение", ориентирующееся на Партию труда. С другой стороны, свои кибуцы стали создавать сторонники левосоциалистического молодежного движения "Молодой страж" ("Ха-шомер ха-цаир"). В 1927 г. они объединились в "Ха-киббуц ха-арци", также выступая за крупные взаимодействующие аграрно - промышлеянные хозяйства. Впоследствие на этой базе была создана "Социалистическая лига", а затем - Объединенная рабочая партия "Мапам". Наконец, в 30-е годы было создано объединение религиозных кибуцев "Ха-киббуц ха-дати".

Из 270 кибуцев в 1987 # 1987 гг. 167 входили в ТАКАМ, 83 - в "Ха-киббуц ха-арци", 18 - в объединение религиозных кибуцев, а 2 были созданы ортодоксальной религиозной группировкой "Агудат Израэль" # "Поалей агудат Израэль". (Х. Гвати. Указ. соч.)

Имеется информация, что один или два кибуца непосредственно включают анархистов и основаны на чисто анархистских принципах. (Примечание переводчика).

По времени создания кибуцы распределяются следующим образом:

Движение

До 1928г.

1928 - 1948

1949 - 1959

1960 - 1980

1980 - 1987

Ха-киббуц ха-арци

7

41

23

6

6

ТАКАМ

17

82

36

21

11

Ха-киббуц ха-дати

-

7

3

6

2

Агудат Израэль

-

1

1

-

-

Всего

24

131

63

33

19

(Подсчитано на основании данных Х. Гвати. Указ. соч. С. 245 - 251)

17 P. Bockenheimer. Op. cit. S. 43.

18 Ibidem. S. 44.

19 "Сбыт кибуцной сельскохозяйственной продукции производится через специально созданные для этого кооперативные фирмы. Например, молоко, яйца, мясо, овощи, фрукты большинство кибуцев (а также мошавов - сельскохозяйственных кооперативов) сбывает в стране через кооператив "Тнува". Что касается агропродукции, предназначенной для экспорта, то ее сбывает другая фирма - "Агрекско", совладельцами которой являются сельскохозяйственные объединения государства Израиль. Некоторые другие виды продукции, например, цитрусовые, хлопок, земляные орехи (арахис) - сбываются непосредственно Советом производства и сбыта, созданным правительством при участии земледельцев". (Х. Гвати. Указ. соч. С. 71 - 72). Что касается промышленных товаров, производимых кибуцами, то "Ха-киббуц ха-арци сбывает часть своих изделий через организацию "Техен", но большая часть кибуцных предприятий вынуждена поставлять свои товары прямо на рынок либо самостоятельно, либо через посредников и эта прямая зависимость кибуца от рынка сильно мешает реорганизации фабрик, в результате которой они могли бы избавиться от наемного труда" (Там же. С. 93). (Примечание переводчика)

20 Ориентация на максимально возможное само обеспечение в коммуне, налаженная и гибко функционирующая система участия всех в принятии решений по затрагивающим их вопросам, а также объединение коммун в федерации при устранении коммерческих отношений между ними позволит, вероятно, разрешить или смягчить эти проблемы. (Примечание переводчика).

21 См.: K. Bartlke, T. Bergmann, L. Liegle (Hg.) Integrated Cooperatives in the Industrial Society: the Example of the Kibbuz. Assen, 1980 (d jcj,tyyjcnb T. Bergmann. The Kibbuz in the Continuum of Forms of Cooperation ; U. Leviatan. The Work Sphere in Kibbuz - Society); P. Bockenheimer. Op. cit.; F. Vilmar. Op. cit.

22 "Как правило, в кибуцах наблюдается нехватка рабочих рук в течение всего года, а особенно в страдную пору. (. . .) Нехватка в кибуцах рабочих рук (. . .) исторически привела кибуцные движения к (. . .) отрицательному, с точки зрения их принципов, и вызывающему до сих пор глубокое беспокойство явлению,(. . .) к использованию наемных работников. Началось это во время Второй мировой войны. (. . .) Кибуцы пошли на такую меру, которая тогда казалась чрезвычайной мерой военного времени, - стали нанимать работников. Вторично рост числа наемных рабочих в кибуцах был тоже вызван чрезвычайными обстоятельствами. После провозглашения независимости государства Израиль (. . .) глава правительства Израиля Д. Бен-Гурион обратился к кибуцам со специальным призывом - принять новых иммигрантов на работу и увеличить производство продуктов питания. Часть кибуцов согласилась ответить утвердительно на призыв главы правительства, но были и противники(. . .) (Х. Гвати. Указ. соч. С. 128 - 129). "Некоторые кибуцы и раньше нанимали людей для сельскохозяйственных работ - в основном сезонников, на период уборки урожая. Но по мере внедрения на поля и плантации современной техники потребность в наемных работниках отпадала, их вытесняли машины. (. . .) Однако с развитием в кибуцах промышленности положение изменилось. Вначале, когда перед кибуцами только открылись обширные промышленные рынки, хозяйства стали строить относительно крупные фабрики, которые потребовали большого количества рабочих. Кибуцников не хватало, и пришлось прибегать к найму рабочих со стороны. На некоторых предприятиях были сотни наемных рабочих. Прежде всего это относилось к старым предприятиям, многие из которых были основаны еще в догосударственный период, - главным образом, консервным и деревообрабатывающим фабрикам. Нечто похожее возникло и на межкибуцных районных предприятиях. (. . .) Прямая зависимость кибуца от рынка сильно мешает реорганизации фабрик, в результате которой они могли бы избавиться от наемного труда. Но зато новые предприятия в кибуцах создаются теперь под строгим контролем кибуцных движений, и принцип, положенный в их основу, заключается в том, что при планировании новой фабрики предпочтение всегда будет отдано проекту, где предусмотрены большие вложения, большие инвестиции, но зато эта фабрика не будет нуждаться в большом количестве рабочих рук. Оснащенные современной техникой, высокоавтоматизированные кибуцные фабрики и мастерские, построенные за последние 20 лет, почти не пользуются наемной рабочей силой или привлекают ее в относительно малых количествах: главную роль на производстве играют сейчас сами кибуцники. Это, прежде всего, касается фабрик по производству пластмасс, электроники, эдлектрооборудования и металлообрабатывающих предприятий". (Х. Гвати. Указ. соч. С. 92 - 93). (Примечание переводчика).

23 Например, в одном из кибуцев в 1974 # 1975 г. годовые расходы кибуца на одного своего члена и кандидата составили 25091 израильскую лиру (6 израильских лир составляли 1 доллар США). Из них в процентах: на общие услуги и соответствующие предприятия - 36, на продовольствие - 26, на частный бюджет семей - 9, на воспитание детей - 6, на электричество - 5, на обучение - 2, остальные: 1,7 - на начальную школу, 1,4 - на мебель в отдельных квартирах, на взносы в больничную кассу-1,4, на культуру и развлечения-1,3, на ремонт жилья-1,2, на газеты-1, на индивидуальные расходы по решению общего собрания-1, на постельное белье - 0,9, на сигареты - 0,9, на взносы в страхование по инвалидности и старости - 0,8, на рабочую одежду, на рабочую обувь - по 0,5, на ремонт одежды, на различные мелочи, на почту и телефон, на радио в отдельных квартирах - по 0,4, на зеленые насаждения и уборку улиц, на галантерею, на свадьбы - по 0,3, на спорт, на часы, на курсы продолжения образования, на помощь родственникам, живущим вне кибуца - по 0,2, на религиозную жизнь, на бассейн, на парикмахерскую, на газ в квартирах, на пожертвования - по 0,1, на содержание собак - 0,0. Рассчеты расхода кибуца возрастной группы 1У произведены институтом Хешеф. (P. Bockenheimer. Op. cit. S. 246)

24 Даже кибуцы, добившиеся впечатляющих экономических успехов, по-прежнему основаны на ориентации на экономический рост (в той или иной мере это неизбежно, пока кибуцы остаются интегрированы в рыночную экономику, - примеч. перевод.). В сегодняшних условиях альтернативная модель жизни и труда должна поставить такую ориентацию под вопрос. Начатки такой постановки проблемы уже можно найти у молодого поколения членов кибуцев, которые пытаются также осуществить свои представления в собственных кибуцах. Ср. раздел 3.3.