АВТОНОМ №11 |
|
В
ПАРИЖСКАЯ КОММУНА
Парижская Коммуна 1871 года сыграла важную роль
вВ развитии анархистских идей и движения. ВВ свое время Бакунин написал:
«ВВ лице Парижской Коммуны революционный социализм [то
есть анархизм] только что сделал попытку нанесения первого жесткого удара
государству иВ практической демонстрации своих идей».
Париж Коммуна была создана после поражения Франции
вВ войне сВ Пруссией. Французское правительство пробовало подавить сВ помощью
армии отряды Парижской Национальной Гвардии (отряды самообороны коммунаров),
чтобы неВ отдать город в руки населения. НоВ солдаты отказались стрелять
вВ смеющуюся толпу иВ направили свое оружие наВ своих офицеров. Это было 18-го
марта 1871 года. Так началась Коммуна. НаВ свободных выборах граждане Парижа
выбрали Совет. ОнВ состоял из большинства якобинцев иВ республиканцев
иВ меньшинства социалистов (главным образом сторонников БланкиВ — авторитарных
социалистовВ — иВ последователей анархиста Прудона). Этот совет объявил Париж
автономной территорией иВ хотел превратить всю Францию вВ конфедерацию
такихВ же коммун иВ общин. ВВ пределах Коммуны избранные вВ Совет люди могли
быть отозванными вВ любое время иВ получали только среднюю заработную плату.
Кроме того, они были полностью поначалу зависимыми отВ избравших ихВ людей.
Почему все эти события заинтересовали иВ были поддержаны
анархистами? Дело в том, что все выше перечисленное это очень сильно
пересекалось сВ анархистскими идеями федерализма, автономии иВ делегирования.
Фактически, наВ примере Парижской коммуны, Бакунин предсказал, что революция
должна будет произойти вВ главном городе, который объявит себя автономным
иВ организует свою жизнь снизу, самим населением, иВ тем самым послужит
примером иВ убеждением для остальной части планеты, чтобы следовать заВ ним.
Итак, Парижская Коммуна начала строительство нового общества, которое было
организовано снизу.
Множество известных анархистов принимало участие
вВ событиях, связанных с Парижской Коммуной,В — например, участник уличных
боев Эжен Потье, известный на весь мир тем, что, скрываясь вВ июне вВ Париже
отВ полиции, написал текст знаменитого Интернационала, который позднее,
«малость подредактировав», большевики сделали своим гимном; отчаянная
коммунарка писательница иВ учительница Луиза Мишель, проведшая многие годы
вВ тюрьме иВ вВ ссылки вВ Новой Каледонии, где занималась педагогической
деятельностью иВ учила грамоте туземцев; ученые- революционеры братья Реклю;
русский анархист, ближайший сподвижник Бакунина Михаил Сажин, издавший
впоследствии свои мемуары под псевдонимом Арман Росс и Эжен Варлен
(последний был схвачен версальцами при подавлении Коммуны иВ без суда
расстрелян).
Что касается реформ, начатых Коммуной, например, создание
кооперативов, которые дали много новых рабочих мест, вВ них анархисты видели
свои идеи обобщенного коллективного иВ свободного труда. ВВ призывах Коммуны
кВ федерализму и автономии анархисты видят основные принципы будущей вольной
социальной организации снизу посредством свободных ассоциаций или федераций
трудящихся. Эта общественная система начинается сВ уровня этих ассоциаций,
которые затем образуют коммуны, регионы, нации и, наконец, достигают высшей
точки вВ глобальной международной иВ всеобщей анархической федерации народов.
Однако анархисты считают, что Коммуна вВ своем развитии
остановилась на полпути иВ неВ достигла тех результатов, кВ которым стремились
анархисты. Она не отменила вВ своих пределах государство, как отменило его
вне своей территории. Коммунары организовали себя все-таки «якобинским
способом», т.е. сВ элементами авторитаризма иВ иерархии. Так Петр Кропоткин
указывал, что все это никак «не порывало окончательно сВ традицией
Государства, представительского правительства, иВ все это неВ пытались
достигать вВ пределах Коммуны методом организации „от простого кВ сложному“,
объявляя при этом независимость иВ свободную федерацию Коммун». Кроме того,
попытки экономических преобразований неВ были достаточно глубоки. НеВ было
попыток объединить всех рабочих вВ кооперативы, сформировать их ассоциации
для координации между собой иВ поддержки хозяйственных усилий и потребностей.
Все это можно объяснить иВ тем, что Париж находился под постоянной осадой
французской армии. Понятно, что при таких условиях, коммунары думали больше
оВ военной стороне дела, чем оВ чем-либо другом.
Вместо отмены государства вВ пределах коммуны
иВ организации федерации прямых демократических народных собраний, подобно
Парижским «секциям» в революции 1789-93, Парижская Коммуна сохранила
представительское правительство. «Вместо действия для себя… люди доверились
своим представителям, отдали имВ в руки всю инициативу» (П. Кропоткин),
иВ таким образом, Совет коммуны стал «самым большим препятствием для
революции» (Бакунин).
Совет становился все более изолированным отВ людей
избравших его иВ таким образом все более бюрократическим иВ вредным. Поскольку
его неуместность возрастала, онВ начал принимать вполне авторитарные решения
вВ духе якобинского большинства, создавшего так называемый «Комитет
Общественной Безопасности», чтобы посредством террора «защитить» революцию.
Комитету сразу противостояло либертарное социалистическое меньшинство,
иВ онВ был, кВ счастью, проигнорирован парижанами. Ведь именно массы наВ улицах
являлись главной силой, противостоящей французской армии, которая пыталась
ворваться вВ город иВ устроить расправу от имени капиталистической цивилизации
иВ «свободы». ВВ конце концов, это и произошло. 21-го мая, правительственные
отряды вошли вВ город. Семь дней Париж был воВ власти ожесточенной уличной
баррикадной борьбы. Люди, почувствовав радость иВ ценность Свободы, неВ хотели
опять возвращаться вВ рабское стойло. Они умирали наВ баррикадах тысячами.
Команды солдат иВ вооруженных отрядов буржуазии бродили поВ улицам, убивая
иВ калеча всех без разбора. Более чем 25В тыс. человек было убито вВ уличных
сражениях. НоВ еще больше было убито после того, как последняя баррикада пала
под натиском головорезов изВ французской армии иВ ихВ тела потом находили,
сброшенными вВ огромные котлованы, превращенные вВ массовые могилы для
коммунаров.
Анархисты вынесли для себя три главных урока изВ Парижской
Коммуны. Во-первых, децентрализованная конфедерация общинВ — необходимая
политическая форма свободного общества. Во-вторых, «нет больше никаких
оснований для правительства внутри Коммуны, также как иВ правительства над
ней» (П. Кропоткин). Это означает, что анархическое сообщество будет
основано наВ конфедерации территорий иВ союзов поВ предприятиям иВ отраслям,
свободно сотрудничающих между собой. В-третьих, стало ясно, что очень важно
объединить политические иВ экономические революции в единую социальную
революцию. «Они пробовали сначала объединить Коммуну, аВ потом произвести
социальную революцию, неВ принимая воВ внимание тот факт, что единственным
способом объединения Коммуны является сама Социальная РеволюциЯ!» (П.
Кропоткин) В следующем номере «Автонома» вас ждет рассказ оВ событиях, происшедших вВ 1886 году вВ Чикаго, оВ пяти мучениках Анархии. ВыВ наконец-то узнаете правду оВ том, с чем именно связан День международной солидарности трудящихся 1В Мая. В |
|
В |
В |