АВТОНОМ №13

Автономное Действие

В 

ХИП-ХОП
Всемирный язык молодежного сопротивления

В 

Многие наши родители думали, что все это лишь юношеская причуда, когда их дети-подростки напялили свисающие до бедра джинсы, и футболки на выпуск. Однако этой "причуде" уже почти 30 лет - еще в семидесятых хип-хоп появился на афро-американской городской сцене. Хип-хоп - сногсшибательный коктейль из падающей водопадом музыки, ритма, одежды, мировоззрения и поэтических текстов. Он стал всемирной подпольной культурой сопротивляющейся молодежи. Но он же стал и модой, и хорошо продаваемым товаром. В прошлом году рэп, один из элементов хип-хоп культуры, стал самым покупаемым музыкальным жанром в США. Именно здесь кроется его главное противоречие и поле сражения настоящих последователей хип-хопа.

ХИП-ХОП - ПЛАНЕТАРНАЯ КУЛЬТУРА!

Все начиналось в черных и латиноамериканских кварталах Америки, но уже сейчас в любом крупном городе земного шара есть рэпперы, рассказывающие о своих проблемах. Они используют сходную музыку, тексты и одежду. Но в каждом регионе мира молодежь адаптирует американскую основу к местным особенностям. В ЛОНДОНЕ, выброшенная за борт сытой жизни восточно-индийская молодежь смешивает индийские мелодии и язык хинди с английским рэпом и использует все это как уличную форму протеста. В ПАРИЖЕ еврейская, восточноевропейская и западноафриканская молодежь через хип-хоп и рэп рассказывает о своих проблемах и напрягах: бедности, жестокости полиции, тюрягах. Все смотрели легендарный французский видеофильм "Ненависть"? В ЯПОНИИ поклонницы хип-хопа используют его, чтобы показать глубину угнетения и дискриминации женщин. Хип-хоп, по праву, стал универсальным инструментом для повествования о делах на общественных "окраинах". Компакт-диски же разносят эти "повести" и "рассказы" по всему свету.

ВОН БУРЖУЕВ ИЗ ХИП-ХОПА!

Но ошеломительный успех хип-хопа расколол его. Прохиндеи поняли что на нем можно заколачивать нехилые бабки. Коммерциализация, погоня за прибылью сгубила немало талантливых рэп-коллективов. Многие "модные" певцы изображают из себя крутых гангстеров, поют о бабках, власти и преступлениях, часто неуважительно отзываются о женщинах. Да, "gangsta"-стиль появился в начале 90-х в США и был подлинной реакцией на стремительно растущую бедность, безработицу и тюремный опыт подростков из гетто. Но сегодня все эти MTVишные певцы-"гангстеры" вышли отнюдь не из гетто, не из бедствующего народа. Они просто используют хип-хоп только ради того, чтобы набить карманы деньгами. Они, по-сути, ультра-буржуи, восхваляющие философию чистогана. Они - порождение вездесущего корпоративного шоу-бизнеса, глобальной музыкальной индустрии, пытающейся поставить под свой контроль всех и вся. Хип-хоп пытаются купить жирные задницы, на нашей музыке сопротивления пытаются нажиться всякие проходимцы и крупные музыкальные корпорации! Давайте спросим наших "любимчиков": "Хорошо, черт с тобой! Ты зарабатываешь бабки, но что ты собираешься сделать для простых людей?" Ответ, надеемся, понятен... Наш ответ - ВОН ИЗ ХИП-ХОПА! ПОДЛИННАЯ ТРАДИЦИЯ ЖИВА!

Но есть и те, кто не порвал с радикальными корнями хип-хопа. Существует очень много подпольных исполнителей, которые сохранили критическое отношение к окружающей нас Системе Насилия и Унижения. Недавно около 20 известных исполнителей в штатах записали альбом против зверства копов, этот сборник послужил реакцией на убийство полицейскими безоружного латиноамериканца Амадео Диалло в Нью-Йорке. Другой альбом - "Mumia 911"- посвящен легендарному чернокожему журналисту Мумиа Абу-Джамалу, отстаивающему права национальных меньшинств и брошенному за это за решетку. Его возможно ожидает смертный приговор (подробней см. в №11 "Автонома"). Также выпущен сборник "America is Dying Slowly" ("Америка медленно гибнет") - о распространении СПИДа среди чернокожих. Есть множество и других достойных примеров подлинного хип-хоп активизма. Слушая такую музыку, люди узнают, что творится в мире. Часто только отсюда можно узнать о реальном положении отчужденных групп молодежи, об их чаяниях и бедах. Слушая настоящий хип-хоп мы начинаем критически относится к окружающим общественным порядкам, мы начинаем искать альтернативу. О хип-хопе уже читают лекции в американских университетах. Танцоры брейка, граффити-художники, рэпперы и ди-джеи (представители четырех составляющих хип-хоп культуры) собираются на свои тусовки и обсуждают политические, экономические и культурные идеи. Они хотят изменить существующее общество. Они стремятся к более свободному и справедливому миру. Они пытаются сопротивляться шоу-бизнесу и выйти из под контроля Капитализма и Государства! Мы тоже! ПРИСОЕДИЯЙСЯ!

PUBLIC ENEMY: скажи на чьей, на чьей ты стороне?

Это в высшей степени авторитетная рэп-группа, величайшие "политики хип-хопа". Их дебютный альбом "Yo!Bum Rush The Show" являлся настоящей революцией в рэп-музыке! "Я не хотел считывать о том, какой я крутой и выдающийся... Моя фишка была в том, что я не хвастался собой и не боролся с микрофоном с братьями. Я хотел бороться с устоями и поднимать культуру черных на высокий, достойный уважения уровень" -- Chuck D Чак - автор большинства песен группы, выделяющихся особой социально - политической остротой - "...one of the most politically and socially conscious artists of any generation...." PE (особенно ранний) - это был совершенно новый, дерзкий взгляд на Америку - взгяд глазами чернокожего, поклявшегося говорить только правду о полиции, белых расистах и политиках, которым наплевать на народ. Этакие социально-политическая лозунги-разоблачения, написанные экстравагантной смесью из игры слов, cлэнга и цитат черных лидеров того времени. Назойливый звук. Агрессивная ритмика. Совершенно невообразимое использование сэмплов, шорохи и хрусты, множество просто непонятных звучков, создававших умопомрачительный музыкальный коллаж, ставший фирменной маркой Enemy!

Они были последовательны и незамедлительно расстались с одним из своих коллег, когда тот допустил антисемитские реплики. Позже Professor Griff пересмотрел свои взгляды и вернулся в группу. В апреле 98-го они выпустили диск "Не Got Game", где банда отошла от того, за что их любили. Тексты менее остры, музыка примитивна - нет сумасшедших миксов в стиле старого Terminator'a, наоборот, в заглавной теме - какие то смазливые фишки и тупая гитарная линия из двух ноток. В последующих интервью Chuck намекал на давление со стороны лейбла Def Jam, который отличается подобным отношением к своим артистам. Это очень похоже на правду, так как такое мнение высказывал не только Chuck. Немного позже, под конец года Public Enemy порвали с Def Jam. И вроде бы прошло время скандалов вокруг рэпа и рэп-песен, но и тут Public Enemy умудрились вызвать недовольство у общественности. Их песня "Swindler's Lust" была названа антисемитской, хотя тема песни совсем, то есть абсолютно, о другом - песня о лейблах имеющих во всех смыслах слова своих артистов.

СЛУШАЙТЕ РЭП! БУДЬТЕ БУНТАРЯМИ!

В 

В 

В