АВТОНОМ №16 |
|
В
МНЕНИЯ О ГРУППЕ "ЛЕНИНГРАД" Существует такой неоднозначный культурно-музыкальный феномен, как питерская ска-банда "Ленинград", имеющая немало поклонников и не только в Питере. Мнения редакции по отношению к нему резко разошлись, поэтому мы публикуем два текста, отражающие оба этих взгляда. В первом - интерпретируется именно творчество группы, вскрывается ее позитивный, по мнению автора, для либертарной протестной культуры потенциал. Второй же текст - скорее негативноя реакция на подобное творчество вообще и критический комментарий к первому тексту и поднимает перед нами вопросы более общего мировоззренческого плана. При этом, мы все, конечно, понимаем, что группа "Ленинград" не анархистская. Даже, наверное, коммерческая. Однако... Одним словом, читайте, слушайте, делайте выводы сами!
...Я подыхаю на работе, потом бухаю, потом в блевоте.
Эта, в общем-то, старая питерская команда смогла вылезти
из рамок клубной культурки и найти своего слушателя за пределами эстетской
тусовки Москвы и Питера. Под два последних альбома "Мат без электричества" и
"Дачники" русские rude-boys бешено прыгают и кричат ska-power! Культура
rudeboys и ска, наконец, нашла аутентичное русское звучание - помесь джаза -
a la бэнд Утесова плюс лучшие традиции блатной музыки плюс ска-панк и плюс
крепкий русский мат!
По-моему, отправной момент в песнях Ленинграда - мат и
его субъективная оценка каждым слушающим. Мат разводит на реакцию. Мимо него
нельзя пройти не заметив. И дальше - либо ты воспринимаешь мат, как критерий
честности и открытости, привычки называть вещи своими именами, либо, как
грязь и пошлость. Мат упрощает язык, переводит его в протоязык,
незахламленный многозначностью и обреченный на эмоциональное реагирование.
Мат - язык простого народа. Мне возразят, что песня о том, что герою не
сосет хуй любимая или о том, что ему не "дают", сексисткая и пошлая. Но это
не сексизм, это просто секс. Захочет - отсосет, не захочет - не даст. А вот,
когда подобные проблемы освещаются в заглаженных текстах типа "мосточек-бережочек"
("Че, те надо?"), то это попытка перевести секс в рамки патриархальной
культуры, в рамки зашуганных социумом индивидов, боящихся назвать вещи
своими именами. Тема отношений мужчин и женщин, так или иначе, присутствует
в музыкальном творчестве. Вопрос для меня состоит в том, поет ли об этом
Бритни с Пирса, загоняя эту тему в привычные и жесткие рамки патриархальных
ролей "настоящего мужчины" и "настоящей женщины", обесценивая при этом живые
чувства, приучая быть не самим собой, а четко следовать привычным схемам
общения с противоположным полом. Или же когда об этом поют
О Дачниках . No future и медленное гниение или Бунт и Свобода? Вот вопрос, который встал передо мной после прослушивания альбома "Дачники". Да, об этом не говориться прямо в лоб, но имеющий уши - услышит. По-моему, это музыка сопротивления, злого, не видящего выхода, но уже осознающего, что так жить невозможно. Осознающего, что хуево всем, а не только неудачникам, не сумевшим вписаться - стать мусором, яппи, охранником, высококвалифицированным наемным рабочим, уверенно смотрящим в мрачное капиталистическое будущее. Радует одно, что этот факт осознается и обдумывается многими. На мой взгляд, "Ленинград" - это группа, которая может заставить задуматься своих слушателей о нашей нищете повседневной жизни, которая непрерывно порождается, окружающей нас бездушной системой подавления и нашей пассивностью. И это здорово, что у "Ленинграда" такая большая аудитория. Тов. Владимир. В "...ПОТАКАНИЕ НИЗМЕННЫМ ИНСТИНКТАМ ТОЛПЫ" По моим ощущениям тексты группы Ленинград и ей подобных - это потакание низменным инстинктам толпы, потакание разнузданности и извращенной садо-мазохистской сексуальности. Я понимаю, что на такого рода замечания легко возразить следующим образом. Во-первых, тут поют о реальных проблемах реальных людей. Во-вторых, не ведет ли осуждение толпы к элитаризму? И, наконец, в-третьих, ответят мне (в духе постмодерна), нет никаких ясных критериев, просто кому-то нравится, а кому-то нет. На последний аргумент я сразу же хотел бы ответить следующим образом. О вкусах можно и нужно спорить. И в жизни, и в искусстве есть истина и есть ложь, есть правда и неправда, есть красота и есть уродство, есть высокое и низкое. Существуют стереотипы мышления не только у верхов общества, всяческих элит, но и у низов. Эти стереотипы консервируют определенное отношение к жизни, отношение конформистское в общем и целом. Водка, насилие, унижение женщины, грубость, презрение к творчеству, к знанию, к любому проявлению интеллигентности, - вот основные составляющие этого типа мышления и излюбленные темы некоторых музыкальных групп. Народ, в мышлении которого господствует этот стиль, является толпой, не только неспособной ни на какие творческие действия, социальные или иные, но, как показывает наша российская практика, неспособной даже к элементарной самозащите. Люди, которые мыслят ТАК, спокойно дают правительству возможность заморозить себя в Приморье, или травить голодом в разрушенных приватизацией промзонах. И одновременно, сваливают все свои беды на "черных" и "жидов". Ведь, как пел в одной из своих песен Владимир Высоцкий: "У них денег куры не клюют, а у нас на водку не хватает..." Однако Высоцкий не считал, что такое отношение к жизнии является нормальным, и его песни, в отличие от песен некотрых современных авторов - это как раз вызов пошлости и конформизму, а не констатация факта и подыгрывание низменным проявлениям. Беда в том, что анархисты часто впадают в пресловутое "народолюбство", то ли полагая, что это способ "слиться с большинством", то ли комплексуя по-поводу своего маргинального положения в обществе. Беда, потому что такой взгляд мешает увидеть за серой, безликой толпой - людей. Нет, я имею в виду вовсе "не отдельных героев", а все тех же КОНКРЕТНЫХ людей, из которых состоит толпа. Потому что сущность людей НЕ ИСЧЕРПЫВАЕТСЯ инстинктами толпы. КАЖДЫЙ человек, бесконечен и многогранен, в каждом человеческом существе живет тяга к любви, к солидарности, к красоте. Пусть эти чувства задавлены нашей сегодняшней жизнью, пусть стремление к любви принимает извращенные формы, пусть солидарность выливается в коллективную агрессию против ДРУГИХ, пусть неспособность увидеть красоту мира (ощущаемая как тягостное отсутствие смысла) выливается в стремление к уродству. И все же никто не ПОСЧИТАЛ человека, человек не кибер, не машина, в которую вложенна определенная, строго заданная программа, человек - изменчивое существо, потенциально способное на многое. Кто доказал, что у большинства людей именно такая сексуальность, беды и чаянья, как это видят некоторые современные "музыканты"? Да и это все - тупость, пошлость, садизм - тоже есть, и это, несомненно, преобладающая тенденция сегодня, и об этом, несомненно, надо говорить, но это же только часть той сложной амальгаммы, сплава из бесконечного множества элементов, который и составляет всякую личность. Интересно, что когда что-то интересное начинает происходить в пролетарской среде, какие-то протесты, то на первый план выходят люди трезвые, с головой и чувством собственного достоинства. Во время Wild cat strike (стачки, организованной без разрешения бюрократического профсоюзного начальства) никто пьяницу-рабочего слушать не станет, к нему нет доверия. А вот развалить стачку такие проявления могут, так это и было в Москве в 1999 г., когда там была стачка строителей. Толпа - это еще не рабочий класс. Это не народ. Это состояние души, это тенденция, господствующая сейчас, но ею еще не исчерпывается содержание. Вот когда сами люди это из себя вытравят, тогда они и станут НАРОДОМ, демосом, а не чернью, и будут себя уважать. В лучших своих проявлениях, люди НЕ ТАКИЕ, НЕ ЧЕРНЬ, НЕ ТОЛПА, а к этим-то проявлениям и надо апелировать. Надо любить жизнь, ее вкус, ее цвет, но жизнь в лучших ее проявлениях, имя которым свобода, солидарность, творчество. А все, что тянет людей вниз, в несознание, к тупости и садизму, надо жестко отвергать. М.Магид. В |
|
В |
В |