Современный испанский анархо-синдикализм Интервью с генсеком Всеобщей Конфедерации Труда Андалусии (Испания) Августином Г. Акоста В Вашему вниманию предлагается интервью, посвященное современному испанскому анархо-синдикализму и впервые опубликованное на сайте Российской Индимедии. Августин Гомес Акоста, генеральный секретарь Андалусской секции испанского анархо-синдикалистского профсоюза (третий по величине профсоюз в Испании) - Всеобщей Конфедерации Труда (CGT). Человек, чье увлечение театром, в конечном счёте, привело его к прямому столкновению с различными масками власти. Он узнал цензуру, испытал репрессии и тюрьму режима Франко. Также ему довелось узнать, что такое подполье, дисциплина и "демократический централизм" коммунистов. Разочарованный борьбой за власть в течении процесса реунификации Партии Tруда (PT) и Революционной Организации Рабочих (ORT) /1/ он, с чувством человека, полностью обманутого в своих надеждах, неизбежно заинтересовался либертарными идеями и в 2002г. был избран секретарём Всеобщей (Генеральной) Конфедерации Труда (CGT) Андалусии. В
- Мы совершенно точно знаем,
что ты в течении многих лет принимал активное участие в различных
социально-политических конфликтах. Как, где и когда ты начал интересоваться
вопросами социального преобразования общества? Поскольку я персонально знал несколько человек из Молодой Красной Армии меня стали приглашать на их собрания и с тех пор я включился в политическую деятельность этой организации а позднее Партии Труда. Данные организации функционировали по иерархическому принципу и подразумевалось, что каждый должен взять на себя некоторую функцию в подпольной деятельности. Это называлось "демократическим централизмом", в действительности это означало беспрекословное исполнение любых приказов. Теоретически в каждой ячейке обсуждались насущные вопросы, но на практике все директивы отправлялись сверху и ты должен был их выполнять. Когда я закончил университет меня направили в Сантандер для организации ячейки Партии Труда. Там я нашёл работу в сельских семейных колледжах, организованных церковью, но при этом они имели достаточно прогрессивный подход к обучению. После процесса реунификации между Революционной Организацией Рабочих и Партией Труда и участия в первых выборах, с их бесстыдным опортунизмом и банальной борьбой за власть, начали проявляться противоречия которые в новых демократических условиях появились как пена на поверхности воды. Внезапно стало очевидным полное разложение и всеобщая не прекрашающаяся борьба за власть, даже в верховном аппарате партии. Представь себе, что после 12 лет деятельности в тяжёлых условиях подполья и тюрьмы ты вдруг начинаешь ощущать себя полным глупцом.
Я вернулся в Вальядолид и начал давать уроки в одном из
институтов где проявляла активность молодёжная организация (Juventudes
Libertarias) Национальной Конфедерации Труда (CNT). К их
деятельности присоединились ряд молодых людей также как и я, разочарованных
Партией Труда. Было даже несколько человек из Коммунистической Партии. В
конечном счёте мы начали проводить совместные демонстрации, устраивать
дебаты и т.д... в общем старались быть активными. Таким образом я столкнулся
с совершенно противоположной формой мышления и функционирования и эта форма
была абсолютно открытой и творческой. Каждый занимался тем, чем хотел
заниматься и вся деятельность организации была основана на горизонтальном
принципе. Впоследствии я прожил некоторое время в Аранда дель Дуеро и
Бургосе где принимал некоторое участие в создании Студенческого Синдиката
CNT. В итоге я переехал в Кадис, где вступил в Генеральную Конфедерацию
Труда (CGT) /5/. В то время я не имел большого опыта синдикалисткой
деятельности и первые несколько лет, помимо пропагандистской работы на
улице, я принимал участвие в изучении истории и воссоздании либертарного
клуба "Жерминаль".
- Таким образом в Кадисе
начался твой синдикалистский путь, в начале как секретаря по социальной
деятельности, а позднее как генерального секретаря
CGT- Андалусия. Что из себя представляет синдикалисткая модель CGT и чем она
отличается от остальных синдикалистких организаций? CGT - это анархо-синдикалистская организация в следующем смысле: слово "анархо-синдикалистская" подразумевает в первую очередь то, что это синдикат с анархической ориентацией но основой прежде всего является синдикализм, анархический синдикализм или анархо-синдикализм. "Анархо" в этом случае скорее подразумевается как прилагательное. Прежде всего целью является создание синдиката. Это не партия или идеологическая организация, это объединение рабочих с целью защиты своих прав и интересов, начиная с с самых насущных и заканчивая стратигическими или наиболее утопическими. Существует ряд принципов которые являются ключевыми и определяющими анархо-синдикалистский характер организации. Например автономный характер существования. CGT это проект по созданию автономного синдиката который ни от кого не зависит, кроме как от своих членов. Мы не зависим ни от какой-либо партии или организации,ни от государства. Это наш основной принцип. Например Генеральный Союз Рабочих (UGT) /6/ исторически имеет отношение к Социалистической Рабочей Партией Испании (PSOE). Комиссии Рабочих (CCOO) /7/ были независимыми до того момента, пока Коммунистическая Партия не взяла их под свой контроль на Барселонской ассамблее /8/ и позднее заставила их подписать переговорный пакет Пактов Монклоа/9/. Этот пакет фактически гарантировал зависимость от системы эксплуатации и от тех же фашистов, но с новыми лицами и в дополнении к этому: полная зависимость ССОО от государства. Комиссии Рабочих существуют за счет субсидий которые составляют около 70 процентов их бюджета и в случае отказа государства от их дальнейшего финансирования они, вероятнее всего, будут полностью парализованы. Второй вопрос: внешняя и внутренняя автономия. Проще говоря, как сделать синдикат максимально открытым и обеспечить возможность каждого отдельного члена влиять на принятие любых решений. Это очень тяжело, но именно это чётко обозначено в уставе CGT. Деятельность любого генерального секретаря региональной организации CGT заключается в простом наблюдении за исполнением решений достигнутых на конгрессах, пленумах и пленарных заседаниях и они не могут изменить эти решения. И последний вопрос - практика социального синдикализма. Мы должны чётко понимать, что синдикализм заключается не только в экономических рамках. Синдикализм - это также взаимоотношения север - юг, синдикализм - это жилищная проблема, синдикализм - это проблема безработицы, синдикализм - это проблема окружающей среды и разрушения всего живого на нашей планете, синдикализм - это солидарность, взаимопомощь, интернационализм ..... всё это является синдикализмом.
В конечном счёте настоящий революционный синдикализм
должен иметь как минимум три основы: федеральную систему функционирования,
автономию и возможность принятия решений учитывающих голос каждого.
Синдикализм должен быть глобальным проектом ( т.е. вне узких рамок)не
теряющим убеждения, что главным врагом является эксплуатация а не проблема
большей или меньшей зарплаты. Нужно стремиться к тому чтобы быть свободным
человеком, а не хорошо оплачиваемым рабом.
- В чём заключается разница между Национальной
Конфедерацией Труда (CNT) и Генеральной Конфедерацией Труда (CGT) и почему
между этими двумя синдикатами существуют такие, мягко говоря, натянутые
отношения? Проблема в том, что CNT не стремится в действительности стать синдикатом. В скором времени CNT превратится в подобие политической партии, как бы им не было больно слышать это. Политической партией не в смысле концепции борьбы за власть, а в смысле объединения идеологического типа, т.е. людей объединенных схожими идеями. Синдикат никогда не был таким объединением и CNT никогда не являлась организацией такого рода. Синдикат - это естественное объединение связывающее твоё рабочее место, твою конкретную повседневную деятельность, т.е. это то что тебя объединяет для защиты своих интересов от посягательств начальников и хозяев предприятия. Здесь есть одна проблема заключаюшаяся в том, что анархо-синдикалисты немного упустили свой момент и появились с большим опозданием в современном рабочем движении Испании. То, что называлось CNT было уничтожено репрессиями, т.е. все активисты и рядовые члены CNT были сосланы, посажены в тюрьму или убиты. Поэтому, как я уже сказал ранее, в 1969 году я не нашёл в университете ни одного анархиста.Репрессии были крайне жестокими, по сути это было массовым истреблением людей с левыми взглядами. Что же произошло в последствии: в 1977 году внезапно CNT начинает восстанавливать свои силы. Митинг в Сан Себастияне де лос Рейес /10/... это просто незабываемо!!! Люди снова начинают вступать в CNT потому что эта организация продолжала представлять собой тот автономный синдикализм, который жил в людской памяти. Но в эти годы многое ещё было не достаточно зрелым: фактически не было рабочих кадров обладающих необходимым опытом, смесь людей с различными левыми взглядами и т.д., но несмотря на всё это был дан толчок к дальнейшему развитию. Потом был ряд людей сказавших на конгрессе CNT в Валенсии /11/ : "Давайте работать над созданием синдиката" и с того момента продолжалось десятилетнее блуждание по пустыне.
Также нужно иметь в виду и другой факт. CNT боролась
против государства, которое не гарантировало ни
образования для детей рабочих, ни медицинского обслуживания, ничего.
Единственное что гарантировалось - репрессии, полиция, гражданская гвардия и
т.д. Это было государство с практически не существовавшим рабочим
законодательством, таким образом CNT организовывалась независимо от
государства и в тех условиях имела только один выход - драться. Сейчас мы
находимся в совершенно другой реальности: идёт развитие государственного
"благосостояния" и не смотря на это всё же есть ряд вещей являющихся
реальными достижениями. Например все имеют возможность учиться, другой
вопрос в каких учебных заведениях. Сейчас мы обладаем минимальными правами о
которых могли только мечтать в то время, однако с тех пор взгляд людей на
государство так же претерпел некоторые изменения . В
конечном счёте мы имеем рабочее законодательство, хотя к сожалению и в наши
дни не отпала необходимость защиты своих прав. Даже при этом сейчас любой
представитель рабочих может заключить договор с некоторыми гарантиями,
например касающимися вопроса увольнения с работы. Всё это я считаю
завоеванием, хотя в то же время это является ловушкой.
- Рабочие комитеты /12/ на
предприятиях это завоевание или ловушка?
Рабочие комитеты на предприятиях это завоевание, но как
каждое завоевание оно имеет свою ловушку. То есть это серия прав которых мы
добились, но при этом они также служат для контроля государства. Рабочий
комитет предприятия значительно облегчает переговоры между рабочими и
работодателем, каждый рабочий получает информацию о насущных проблемах и
имеет возможность обсуждать их на ассамблеях. В настоящий момент рабочий мир
не может быть совершенно абстрагированным от государственных институтов и
законодательства поскольку в том же самом законодательстве есть статьи
которые тебя защищают и оно не является исключительно репрессивным. Это
продукт достигнутого соглашения, реформы, серии уступок предоставленных
государством в соответствии с этим соглашением. Например легализация
синдиката. Однако ты знаешь, что это законодательство одновременно является
ловушкой. То есть безусловно нужно использовать все свободы которые мы имеем
сейчас, как например рабочий комитет предприятия, но при этом чётко
осознавая что всё это не является подлинной свободой, ни демократией,
ничем.Рабочие комитеты предприятий это инструмент для пользования и
результаты его использования могут быть различны. В случае Генерального
Союза Рабочих (UGT) и Комиссий Рабочих (CCOO) это возможность принятия
решений за рабочих,возможность подписывать разного рода соглашения и всё что
угодно или, как в нашем случае, он служит для получения необходимой
информации и является действительным инструментом рабочих способным
разрешать многие проблемы.
- Одна треть активного
населения Испании находится вне рабочего рынка, другая одна треть находиться
в нестабильном положении, т.е. выполняет временные работы при этом имея
достаточно мало прав. Последняя одна треть, значительно сократившаяся за
последние два десятилетия, имеет стабильную работу со всеми гарантиями.
Именно они увеличивают ряды синдикатов, остальные из этого спектра принимают
второстепенное участие. В чём заключается польза рабочего выполняющего
временную работу или безработного от участия в синдикате? Именно временный рабочий или безработный наиболее заинтересованы в этом. Всё больше растёт число людей имеющих временные контракты с ограниченными правами, фактически они находятся в ситуации более типичной для XIX века, и поэтому каждый из них начинает отчётливо осознавать необходимость в объединении, иначе тебя просто сомнут. Безусловно люди должны самоорганизовываться и искать здравые и творческие формулы для разрешения данной ситуации. Это является нашей целью и именно поэтому, это моё личное мнение, CGT может развиться как проект будущего социального освобождения. Генеральная Конфедерация Труда не может решить множество современных проблем но может дать инфраструктуру, возможность самоорганизоваться. Проблема заключается в том что в этих отраслях преобладает индивидуализм, каждый сам за себя. Это является проблемой. Каким образом можно достичь того, чтобы эти неустойчивые сектора начали самоорганизовываться? Нужно убедить их в полезности самоорганизации и прямых акциях, в большей активности..... чтобы работодатели начали считаться с их мнением. В сегодняшних условиях это очень тяжело. Наша цель - создание проекта способного влиять на общество. Национальная Конфедерация Труда (CNT) имела это влияние и влияла на политику государства, хотя и была против него и мы верим в то что голос рабочих снова станет значимым в этой стране. Сегодня этот голос практически подавлен. Надеюсь мы сможем привлечь эти отрасли и сказать им: "Смотрите, здесь вы имеете широкое поле для борьбы, здесь находится ваша независимость, ваша возможность принятия самостоятельных решений и мы предоставим вам инфраструктуру и экономическую помощь. Наш синдикат уважает принцип независимости, вы можете создать собственный синдикат временных рабочих и собственную организационную структуру которая могла бы влиться в общефедеральную структуру нашего синдиката. Всегда расчитывайте на помощь рабочих и профсоюзных деятелей состоящих в CGT!" В
- По правде говоря проблема в том, что есть
безработные или, как говорит Кен Нэбб,
"большинство людей всё ещё имеют её"? То есть, мы должны просить
работы или уничтожить её как таковую?
Ни одно, ни другое. Проблема - это
наёмный труд, рабская работа. С одной стороны, иметь работу значит иметь
какие-либо стремления и желания, но с другой стороны это значит стать рабом,
продать себя, подчиниться капиталу и стать частью его системы.
Тот кто не имеет работы, имеет свободу пользоваться своим временем
так как ему хочется, но в сегодняшнем обществе он просто рано или поздно
умрёт от голода. Таким образом невозможно ожидать чего либо от этих двух
вариантов. Желанием и стремлением может быть только одно - свободная работа
и оно заключается в том, что рабочий человек должен покончить с системой
рабства и стать хозяином своего труда. Желание и стремление того, кто сейчас
не имеет работы совершенно идентично. Безусловно здесь есть один
индивидуалистский пункт.... В иерархическом обществе подчинения каждый
противопоставляет себя всем остальным, но если бы ты
находился в совершенно другом обществе, то это бы не означало что ты должен
ставить себя выше других и жить за их счёт. Ты должен был бы вносить свой
посильный вклад в общество исполняя любую работу в соответствии с твоим
вкусом, но не защищать возможность жизни за счёт других. Эта идея является
традиционной для анархистов и я считаю, что именно в
этом смысле наша традиция является наиболее открытой. Мы никогда
самозабвенно не восхваляли только фабричное производство, как это делали
представители других левых течений, и всегда защищали всё что касается
сельской жизни: сельскую работу, природу, кооперацию
на селе... даже луддитов. Именно это традицию нужно
бережно сохранять. Желание сделать работу свободной, позволяющей любому
проявить себя в наиболее привлекательной сфере деятельности - всегда
объединяло различные течения анархизма. В конечном счёте именно это является
работой в своём индивидуальном и коллективном смысле.
В действительности мы должны покончить с рынком труда в
его современном понимании, но не покончить с работой как таковой, а вот
наёмная работа безусловно должна быть упразднена.В некоторых случаях, когда
наёмная работа с каждым разом становится всё более непривлекательной ,когда
увеличивается число наёмных рабочих с минимальными гарантиями, когда
расширяется наёмный труд в совершенно плохих условиях то становится ясно,
что даже полная занятость мало что может кардинально изменить и является
полной глупостью и тогда борьба за достижения условий с минимальными
гарантиями для всех людей, независимо от их национальности и половой
принадлежности, борьба за минимальный доступ к социальной защите, достойным
жилищным условиям, культуре и т.д. приобретает более широкий смысл. Общество
должно гарантировать тебе всё это даже не смотря на то, что оно всё ещё
является капиталистическим.
- Джеймс Петрас в своём знаменитом социологическом
исследовании, заказанном и утаиваемом Генеральным Центром Научных
Исследований (CSIC) /13 /, говорит что с приходом к власти Социалистической
Рабочей Партии Испании (PSOE) и с началом реализации "плана
модернизации"-европейское разделение труда, экономическая либерализация и
т.д. - произошли, в числе других бедствий, значительное ослабление оргнизма
гражданского общества, всеобщая умеренность в выступлениях и практически
полное исчезновение рабочей культуры ( или гражданской культуры, как говорит
Петрас). Что думаешь ты, как человек переживший " переходный период" в
полном смысле этого слова? Ты думаешь, что с приходом либеральной демократии
боевой дух и оперативность в народных отраслях уменьшились?
И да и нет. С одной стороны это так. Антифашистская
борьба в последние годы правления Франко имела очень сильную и боевую
ассоциативную структуру. Эта борьба расширялась с каждым днём и в ней было
больше солидарности. Не знаю .... например если с тобой что-либо случалось,
твои друзья тут же объявляли забастовку или приступали к активным действиям.
Позднее эта ассоциативная структура стала направляться различными париями и
уже не была автономной. Таким образом с приходом демократии это
оппозиционное движение было достаточно легко разрушено и интегрировано. С
другой стороны, фашизм - это один из видов власти который маргинализирует
большое колличество населения. Таким образом является логичным то, что в то
время было больше оппозиции. Ты видишь всю антифашистскую борьбу очень
полезной для всех слоёв общества находящихся вне власти: для демократической
буржуазии или например для людей вынужденных ехать во Францию чтобы
посмотреть порнофильм и т.д. Таким образом в один прекрасный момент все эти
люди добились своей доли власти, хотя в действительности система
эксплуатации и доминирования капитализма не оспаривалась, просто одна форма
заменила другую. Проще говоря было совершенно нормальным то, что в те
времена движение сопротивления было более открытым поскольку число претензий
к власти было очень велико. Но как только эти люди добились своего, т.е.
получили то что хотели, они просто остановились. Поэтому сейчас ты
чувствуешь себя более изолированным в этом смысле. Стоит отметить, что в то
время также происходило бурное развитие общества потребления и процесса
интеграции Испании в остальную Европу и безусловно эти факторы сыграли свою
роль. Хотя также является правдой и то,что факторы
всё большей прекаризации различных отраслей в которые вовлечено огромное
колличество рабочих с одной стороны сделали более сложным вопрос
самоорганизации, но с другой стороны эти отрасли определённо находятся в
наиболее худших условиях и следовательно обладают большей способностью к
сопротивлению и радикализации чем старая рабочая аристократия.
- Не секрет, что сейчас мы переживаем поток криминализации определённых
социальных движений. В большинстве случаев репрессии сопровождаются
преимущественно кампаниями преследования, полицейскими фальсификациями и
судебным линчеванием. В чём ты видишь разницу между прошлыми и теперешними
механизмами и формами репрессий?
Это очень тонкая разница, но она является очень важной. Раньше репрессии
были более прямыми и не нуждались в социальной поддержке, власть просто
использовала свои собственные механизмы. В этом смысле репрессии были более
жестокими, но в то же время давали больше возможностей на ответные действия.
Сейчас репрессии более умеренные: тебя не бросают сразу в тюрьму и ты всё же
проходишь ряд судебных процессов... хотя прессинг совершенно идентичен тому
что был раньше. Всё это делают с большим социальным согласием: посредством
манипулирования общественным мнением, использованием различных судебных
механизмов, масс-медиа и т.д. Таким образом ответить на данный вопрос очень
сложно. Проще сказать, что прессинг совершенно не изменился, а возможность
адекватных ответных действий значительно уменьшилась.
- Следовательно сегодняшние репрессии и механизмы контроля остаются такими же
эффективными или является даже более эффективными. Конечно, поскольку они в большей мере дезактивизируют сопротивление. Если раньше людей бросали в тюрьму, где их пытали или даже убивали за малейшие отклонения от официальной идеологии, то общество выражало безусловно больше чувств к таким людям. Это было нормальным явлением. Вне всякого сомнения в те времена власть была жестокой однако сейчас всё немного изменилось. Людей также бросают в тюрьму, но по обвинению в терроризме, причинении ущерба, в покушении на власть и т.д. Я тебе расскажу один случай, произошедший со мной в 1971 году. В то время меня разыскивала полиция. Однажды идя по улице я вдруг увидел проезжающую машину бригады политико-социальной полиции /14 /, они также увидели меня и стали следовать за мной. Когда они предстали передо мной, я повернул в другую сторону, но уже не имел возможности скрыться. Они вытащили оружие и стали кричать : "Держи вора, держи вора!". Я бросился бегом на одну из ближайших улиц, где было много народа: никто из проходивших не помешал мне сделать это. Я подбежал к одному мужчине на мотоцикле. Он посмотрел на меня и я сказал : " Я студент, меня преследует политико-социальная полиция". Мы завернули за угол и он сказал мне: "Садись". Он увёз меня достаточно далеко от того места и оставил в одном баре, а сам исчез. Сегодня такое было бы просто невозможно. Представь себе если бы сегодня я шёл по улице и за мной бы гналась полиция с криками: "Держи вора!", я бы не прошёл и десяти метров, люди меня просто бы свалили на землю. То есть социальная поддержка в те времена была не такой, как сейчас.
Раньше, когда ты рискуя своей шкурой шёл
раздавать листовки у ворот фабрик, люди тебя всегда предупреждали о
появлении полиции и старались защитить. Было больше социальной поддержки в
этом смысле слова, диктатура распространялась на всех, условия жизни были
намного хуже теперешних и люди были более задавлены властью. Расширялось
присутствие европейского капитала в экономике, нищета и прекаризация
тщательно скрывались этим обществом спектакля и всё это влияло на образ
мыслей людей. Но если копнуть поглубже, то можно сказать, что всё так и
осталось, множество людей понимают всю существующую ложь. Просто сейчас, как
и тогда, есть группа людей отвечающая на эту ложь. В этом смысле сегодняшние
социальные движения имеют большую ответственность.
- На сегодняшний день синдикалисты воспринимаются большинством примерно
также плохо, как политики или служители церкви. Образ синдикалиста
ассоциируется с нахальным манипулятором, который занимается мошенничеством,
подписывая договоры с работодателями продавая при этом интересы рабочих. Конечно, поскольку синдикализм имеет свои противоречия. Несмотря на это мы остаемся верны принципам, о которых я упомянул ранее: автономия Генеральной Конфедерации Труда и автономия каждого отдельного синдиката входящего в Конфедерацию. Мы всегда приветствуем самоорганизацию людей и это можно сделать внутри CGT поскольку никто и никогда не будет приказывать им то, что нужно делать. И второе: мы полагаемся на ту минимальную инфраструктуру, которую мы создавали много лет в период блуждания по пустыне, о котором я уже говорил. Чёрт побери, это очень важная вещь и я хочу упомянуть о ней. На первых синдикалистских выборах, в году 1978 или 1979, когда каталонское отделение CNT отказалось от участия в них, следуя линии традиционной CNT, в штаб-квартире Комиссий Рабочих (CCOO) открывали бутылки шампанского, празднуя это событие, поскольку этот шаг совершенно освобождал им дорогу. В тот период CNT-Каталония была просто сметена. Но важно не только это....если бы они не пошли на этот шаг, то можно было бы предположить, что сейчас, когда в новостях говорят о Комиссиях Рабочих (CCOO) или о Генеральном Союзе Рабочих (UGT) также могли бы говорить и о CNT. Обрати внимание какая разница. Они могли бы иметь реальное представительство в обществе, но... . Комиссии Рабочих отмечали это бутылками шампанского!!!! т.к. CNT просто отказалась от своего представительства в рабочих комитетах на предприятиях.
Чёрт возьми,
как можно заниматься синдикализмом без прямых переговоров с работодателями об
условиях труда членов твоего синдиката? Только таким образом, борьбой и
переговорным процессом, хозяева предприятий могут признать твою
синдикалистскую секцию. Но если ты не имеешь представительства в рабочих
комитетах, то ты не достигнешь никаких существенных результатов. Фактически
они в корне уничтожили свой синдикалистский проект. Если бы во всех рабочих
комитетах предприятий присутствовала СNT, то она бы могла оказать
существенное влияние на договор SEAT /15/ или на любой другой, не правда ли?
Но они по своей воле отказались от всего и Комитеты рабочих отмечали это, да
и как они могли не отметить такое??? При этом не отдавался отчёт в том, что
период политических преобразований также сопровождался изменениями в области
экономики. Быстрыми темпами шёл процесс экономической интеграции
сопровождавшийся вторжением капитала, с его деньгами и способностью
поглощения рабочих. Европа уже пережила всё это и теперь, после сорока с
лишним лет фашизма тоже самое хотели применить и по отношению к Испании.
Первое время весь этот процесс не был особенно очевидным и нам казалось, что
мы продолжаем существовать в тех же условиях, однако эти условия уже не
удовлетворяли капитал и он сказал : "Меня не интересую сегодняшние условия
в области трудовых отношений и мы их заменим на другие" и всё это привело к
огромному по своим размерам поглощению рабочих. Ты должен отдавать себе
отчёт, что ассамблеи с бутербродами и т.п. могли длиться месяцами. Это нужно
было изменить. Мы бросили все эти игры и сейчас нам очень дорого стоит
возрождение.
- Что ты думаешь о социальном форуме в Порто Алегре и вообще об инициативах
"представительной демократии", направленных
на предоставление возможности наибольшему числу граждан участвовать в
политическом управлении?
Я думаю, что подобного рода форумы являются в сущности попыткой социал-демократии возвратить утерянную инициативу различных социальных движений и
попыткой не остаться в стороне от глобальной оппозиции современному мировому
порядку. С момента начала движения против глобализации,
которое является
автономным и обладает достаточной способностью к мобилизации людей и
сопротивлению, произошёл уход в тень целого ряда других социальных движений
которые остались не у дел. То есть все эти социальные форумы просто
стремятся объединить все спектры социал-демократии для усиления своего
влияния. И в действительности хорошо видно те инструменты, при помощи которых
все эти форумы стремятся сделать это.
- Какие недочёты ты находишь в подобных проектах?
Сам Лула /16/ их и представил в Бразилии. Представленный проект -это серия
предложений, являющихся всего лишь верхушкой айсберга очень минимальных
реформ, т.е. фактически они не в состоянии что-либо действительно изменить. К
тому же этот проект содержит целый ряд противоречий. К счастью, Порто Алегре
дистанцировался от утопической идеи социал-демократии, заключающейся в
возможности достижения кардинальных изменений путём реформ. Даже сам Лула не
может дать никаких реальных предложений, которые бы выходили за рамки мнений
Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда.
- Представительная демократия или прямая демократия? Основой является прямая демократия. Вид общества, также как и тип синдикализма, который мы хотим видеть, заключается в построении снизу вверх. Это и есть идея прямой демократии. Сейчас, существует представительная демократия муниципальных собраний. Однако если всё будет инициироваться этими собраниями или проектами различных партий, то мы не получим никакого результата, т.е. должны существовать реальные независимые движения. Такие движения есть и они стараются использовать возможность, которую могут дать муниципальные собрания, для придания им действительной жизни. Проще говоря, они стремятся достичь максимального взаимодействия муниципальных собраний с подобными движениями. Эта тема изучалась и продолжает изучаться. Люди из Ареналехос даже устраивали встречу в Лиссабоне посвящённую этому вопросу. Я не вижу ничего плохого в том, что муниципальные собрания могут стать источниками, придающими силу прямой демократии. Но в общем и целом на всё это нельзя очень сильно полагаться. В В вопросы: Решетников В В
Примечания:
В
/ 13/ В последние годы предыдущего правления
Социалистической Рабочей Партии Испании (имеется в виду середина 80-х годов)
этот центр, напрямую зависящий от государства, поручил Д.Петрасу сделать
исследование ситуации в сфере труда. Результаты этого исследования были
столь негативными и критическими по отношению к политике "социалистов" в
данной области, что Генеральный Центр Научных Исследований отказался их
публиковать. В Материал публикуется на дискуссионной основе и не выражает позиции всей редакции Avtonom.ORG либо всего АД. |
|
В |
|