Я сам скажу, что войско наше дрянь,
Что казаки лишь только селы грабят,
Что поляки лишь хвастают да пьют,
А русские... да что и говорить...
Перед тобой не стану я лукавить;
Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов?
Не войском, нет, не польскою помогой,
А мнением; да! мнением народным.
А.С.Пушкин
Заместителя главы базирующегося в Иране
Высшего совета исламской революции в
Ираке Абдель Азиза аль-Хакима встречали в
юго-восточном городе Эль-Кут тысячи
мусульман-шиитов. Его приветствовали
старейшины арабских племен, шиитские
богословы и многотысячные толпы. Он стал
первым высокопоставленным шиитским
религиозным деятелем, вернувшимся в Ирак
после падения режима Саддама Хусейна. Тем
временем глава совета аятолла Мухаммед
Бакр аль-Хаким обратился ко всем иракским
мусульманам-шиитам, которые составляют до
60 процентов 26-миллионного населения
страны, с призывом собраться 23 апреля в
священном городе Кербела, чтобы отметить
дату смерти имама Хусейна, внука пророка
Мухаммеда, убитого в 680 году. Одновременно
из Ирана в Ирак перешли девять тысяч
боевиков совета . Американо-британские
войска, которые фактически не
контролируют ситуацию на юге Ирака и на
всем протяжении 800-километровой ирано-иракской
границы.
... Из интервью с бывшими солдатами
иракской армии открылись некоторые
подробности, проливающие свет на причиные
распада и исчезновения этой армии. Конечно
сыграл роль и страх перед американцами, и
плохие условия в армии, и ненависть к
Саддаму. Но вот один из главных факторов-
солдаты говорят, что накануне штурма их
духовники велели им не сопротивляться
американцам. Речь о шитском духовенстве.
После оккупации Ирака все государственные
и общественные структуры саддамитов
развалились как карточный домик.
Единственная функционирующая в масштабах
страны централизованная организация (по-мимо
американской армии) это шиитское
духовенство. Именно оно становится
центром притяжения, общественно-государственной
кристализации.Вся огромная энергия
самоорганизация, высвободивщаяся после
падения режима Хуссейна и отсутствия пока
нового правительства, умело направляется
духовнством.
События в Ираке развиваются по алжирскому
образцу начала 90х, но гораздо быстрее. В
мечетях собираются толпы верующих. По
призыву духовенства создаются центры
социальной помощи, куда приносят воду,
консервы, медикаменты. Приносят немного, и
врядли так можно решить социальные
проблемы населения. Но в условиях
всеобщего хаоса и страха перед голодом эта
помощь вполне действенна, потому что зрима.
Важно и то обстоятельство, что духовенство
интегрирует мощное стремление людей к
взаимопощи и ставит себе на службу.
Одновременно при мечетях формируются
отряды самообороны, цель которых навести
порядок на улицах. Большинство людей хоть
и принимало участие в захвате
продовольствия и одежды в магазинах,
устало от хаоса и нуждается в поддержании
порядка. Но и это, вполне естественное
стремление людей к порядку и самообороне
интегрируется духовенством. Дворы мечетей
заполняют вооруженные люди, в мечетях
складируются автоматы и пулеметы. На руках
у населения не меньше миллиона единиц
огнестрельного оружия. Все, чтобыло выдано
армии и отрядам ополченцев,
сформированных при Саддаме.
Саддам запрещал религиозные шествия
шиитов. Теперь они разрешены, стали
возможны. И вот по призыву духовенства
сотни тясяч шиитов совершают
паломничество для сбора в священных
городах Неджефе и Кербеле. Мощное
пробуждение религиозного импульса на руку
духовнству. Оно постарается использовать
этот импульс в своих целях. В Неджефе уже
действует едва ли не единственная сейчас в
Ираке радиостанция. Она называется "Радио
Муджахеддин" и полностью
контролируется духовенством.
В Шииты составляют большинство
населения Ирака, но их представители
никогда не были у власти. Шииты всегда были
угнетенным большинством. Сейчас их
духовники мечтают об установлении
контроля над Ираком. И готовы устранять
все препядствия на своем пути:
прикормленного американцами религиозного
деятелся Абдельмаджида Аль-Хоуи, убили
сразу же по приезде в Неджеф, на пороге
мечети. Высший совет исламской революции
бойкотировал проведенную во вторник в
Насирии встречу политических и
религиозных деятелей Ирака с
представителями США и Великобритании. По
мнению лидеров шиитов, иракцам необходимо
добиваться создания правительства
национального согласия, которое будет
строить новую жизнь по исламским законам.
Жители огромных нищих пролетарских
кварталов Багдада и Басры, мелкие торговцы
Неджефа и Кербелы, безработные в Эль-Куте,
Насерии и Савфане- вряд ли все они и сразу
пойдут за духовенствам. Но оно сейчас
стало единственной силой, действующей
изнутри самого Ирака, а не привнесенной
извне оккупантами. Единственной силой,
сосредоточившей и замкнувшей на себя
великие силы взаимопомощи,
самоорганизации и религиозной веры.
Все эти силы сегодня поставлены на службу
священникам, обеспокоенных тем же самым,
чем обеспокоены во все времена их коллеги-
укрепление и расширением собственной
власти и захватом богатства (в данном
случае нефтяных скважин). Эта новая
зарождающаяся власть готовится вступить в
схватку с оккупантами. Она накапливает
силы и выжидает (впрочем, радио
муджахеддин уже призывает к вооруженной
борьбе с оккупантами). Многомиллионное
обездоленное иракское население скоро
снова окажется меж двух огней, между двумя
деспотическими силами, борющимися за
власть над ним.