ПЕРВОМАЙ - МЫ НЕ БЫДЛО И НЕ КАЗЛЫ? Этот праздник хотели присвоить коммунисты, нацисты и даже "морские свинки" В Изначально выйти на демонстрацию 1 мая означало показать властям и нанимателям свою готовность в любой момент стать на защиту своих прав. После 1917 - это наоборот, превратилось в демонстрацию своей лояльности. Вы, скажем, можете представить себе демонстрацию чикагских рабочих с плакатами "Народ и Рокфеллеры едины!"? Первое Мая сегодня является, едва ли не самым неизвестным из всех наших официальных праздников. И это при том, что среди взрослого населения Украины практически невозможно найти человека не прошедшего хоть раз в колоне ликующих демонстрантов с последующим возлиянием на природе. Парадокс объясняется просто – не смотря на всю официозность, массовость и размах, с каким у нас этот день отмечался до недавнего времени, его суть была полностью выхолощена еще на заре Советской Власти. Нет, каждый советский школьник, конечно же знал, что день 1 мая - праздник «Международной солидарности трудящих» и отмечается в память о расстрелянной полицией демонстрации чикагских рабочих. Правду же о том, что та историческая чикагская демонстрация была организована американскими анархистами - в СССР старались не вспоминать. В общественном сознании анархисты должны были ассоциироваться не с борцами за дело рабочих, а с пьяницами и бандитами, распевающими песенку о жареном цыпленке. Настоящие же борцы за «народное дело» тогда могли быть только большевики-коммунисты… пусть даже и в США. А ведь тогда, в далеком 1886 году
у рабочих было веские причины выйти протестовать на улицы - при
среднегодовой зарплате рабочих в 300 долларов, средняя стоимость жизни
составляла 720 долларов в год. И это при рабочем дне в 11-12 часов, а
нередко - все 15 часов (данные Бюро трудовой статистики США,
Интересный, но тоже мало афишируемый факт. Первыми отмечать 1 мая решили именно американцы. В декабре 1888 года Сент-Луисский съезд Американской Федерации Труда решил назначить 1 мая 1890 года днем общенационального выступления за права рабочих. Но официальной советской пропаганде, отдавать пальму первенства «империалистам» явно не хотелось (тем более, то АФТ иначе, как «предателями дела рабочих» у нас не именовали). В основном совпропаганда вспоминала Парижский конгресс Второго Интернационала, собственно и решивший праздновать 1 мая уже как день международной солидарности трудящихся. Но и здесь была недомолвка. Тот факт, что Конгресс предложил отмечать Первомай демонстрациями с социальными требованиями - не очень афишировали. Чаще говорили об абстрактной «международной солидарности». А ведь именно в борьбе за социальные права и была главная суть Первомая, его настоящая правда. Изначально массовые первомайские демонстрации рабочих были посвящены не только и не столько конкретным, сиюминутным требованиям к работодателям и властям (но конечно и не без того). Это была своеобразная демонстрация силы. Сродни военным маневрам, когда армия не только оттачивает боевое мастерство, но и показывает потенциальному противнику свой арсенал и возможности. Это понимали все. И рабочие, и власть предержащие. Ведь если просто так, в честь «солидарности», на улицы выходят сотни тысяч, то стоит задаться вопросом, сколько же выйдет, если «припечет»? Поэтому, чем больше удавалось вывести на улицы 1 мая, тем проще удавалось находить «общий язык» с господами капиталистами во время трудовых конфликтов.
Советский рабочий рисковал уже не тем, что вышел на первомайскую демонстрацию, а тем, что отказывался это сделать. Даже в либеральные «застойные» годы за невыход можно было поплатиться премией или прогрессивкой. В «культовые» же годы за это можно было вообще загреметь в ГУЛАГ. Наверное наиболее точно подмечена извращенная суть «советского Первомая» в картине С.Луппова «1 Мая. Ткачихи». Веселящийся народ с портретами Вождя, и отделенная хмурой вооруженной шеренгой от народа Власть. Приблизительно тогда же в просторечье первомайская демонстрация была переименована в «парад», что более отображало ее суть. Так же, как солдаты на парадах показывают командованию свое умение четко выполнять приказы, так и народ 1-го мая очередной раз показывал свою готовность выполнять указания "начальства". Солидарность же дозволено было выражать только зарубежным пролетариям. Внутри же станы забастовки были запрещены сразу после прихода большевиков к власти. Попытки же бороться за собственные социальные права пресекались даже более жестоко чем тогда в Чикаго. Достаточно вспомнить Новочеркасский расстрел 1962 года. И это при том, что рабочие даже не покушались на «устои» (люди шли под красными знаменами и с портретами Ленина в руках), а только выразили свое недовольство урезанием расценок с одновременным повышением цен. Тогда погибли 26 человек, 89 было ранены, 7 приговорены к расстрелу. Кстати, в отличии от Чикаго, та демонстрация была абсолютно мирной... Впрочем, со временем в нашей стране сработал своеобразный защитный механизм, что не дало коммунистическим партбонзам присвоить себе популярный праздник рабочих. При сохранении внешней лояльности да «идеологически правильных» лозунгов, в общественном сознании Первомай все же превратился в разновидность карнавала. Участникам действа стало глубоко начихать на тех, кто возвышался над ними на трибунах – будь то фанерно-самопальных в затрапезном райцентре, или на самой главной -- гранитно-надмогильной. Люди радовались весне, возможности пообщаться, ярким краскам и воздушным шарикам. Как школы самбы в Рио, предприятия и учреждения устраивали даже негласные соревнования, - чья колона краше, ярче и оригинальнее. При этом «идеологическая» составляющая была на самом последнем месте.
После 1991 года Первомай, хоть и остался «красным днем календаря» но утратил былой официоз. Для большинства украинцев он превратился со дня солидарности в «день картошки» - благодаря выходным все массово выбирались на огороды сажать эту полезную и необходимую для выживания в процессе экономического кризиса сельскохозяйственную культуру. Пока согнувшийся пролетариат вместо того, чтобы показать свою силу ковырялся в земле, бывшие слуги народа с примкнувшими к ним бандитами, без проблем присвоили себе все, что было создано трудом миллионов за последние семь десятилетий. В итоге, в начале ХХІ столетия, положение рабочих в Украине зачастую мало чем отличается от ситуации изложенной в записке Конгрессу США представителями Бюро трудовой статистики в 80-х годах ХІХ. И хотя вроде бы существует жесткое трудовое законодательство наниматели не очень то и спешат его выполнять. Профсоюзным боссам, как то все равно, - тем более что, унаследовав из советских времен многочисленные санатории, дома отдыха и детские лагеря, они беcпроблемно могут безбедно существовать вообще без членов профсоюзов. Наплевать на это и лидерам некоторых самых "красных" партий, которые главной фишкой своей деятельности видят не столько в борьбе за реальные интересы рабочих, сколько за присоединение Украины к России, ради чего они готовы сотрудничать даже с «бандитами и проститутками»… Товарищи, а может уже пора вернуться к истокам настоящего Первомая, и показать, что наемные рабочие не быдло и не рабы. И не "кАзлы", естественно... Тем более, что после «Майдана» опыт у нас уже есть? В В Дмитрий Полюхович, В |
|
В |
|