Человек по имени Амир Тааки побывал в курдской Рожаве, воевал там, принял какое-то участие в мирной жизни и вернулся домой в Англию. Возможно, он был свидетелем и участником важных событий, но его интервью представляет собой набор очень странных утверждений. Фантастические мнения об истории сочетаются у него в с потоком мутных суждений об идеалах при почти полном отсутствии информации о реальных событиях в Рожаве.
Много исторических открытий
Такие замечания сложно комментировать по той причине, что в действительности все было почти наоборот, анархисты Каталонии вошли в правительтво, плотно с ним взаимодействовали и... потерпели крах во многом из-за этого - правительство нанесло анархистам удар в спину, сняв своим части с фронта. В то же время анархистская революция в Каталонии и Арагоне с захваченными в самоуправление фабриками, либертарными коммунами и почти воплощенным проектом либертарного коммунизма в Арагоне несопоставимо глубже событий в Рожаве. Так как в Рожаве широко используется наемный труд и, согласно Конституции Рожавы существует и официально признана и защищена частная собственность. По крайней мере, если глубина социальной революции измеряется, как полагал Кропоткин, степенью обобществления и продвижения в сторону либертарного строя, то я даже не понимаю, что тут комментировать и что сравнивать. Курдам может нравится частная собственность, это их право, но причем тут анархистская революция тогда? К слову, курды об анархистской революции и не говорят, в отличие от этого товарища.
Да, кстати, а слона-то Амир Тааки не приметил. Защищаясь от ИГИЛ-запрещенного, курды потеряли огромную часть своей территории. Они были - и это можно понять и из интервью Тааки, почти уничтожены. "РПК (Курдская рабочая партия - прим) была много раз на грани уничтожения, как и Рожава". Но, курды РПК начали контр-наступление благодаря массированной военной помощи США. Американцы не только поставили им громадное количество оружия, но и предоставили воздушный зонтик - свою могучую авиацию - самую сильную на этой планете. Курды наступают, встречают узлы сопротивления, вызывают американские F-16 и другие самолеты, которые разносят укрепрайоны противника в клочья. Нет спору, курды Рожавы воюют неплохо. Но сдается мне, что имея такого союзника, испанские анархисты не то, что победили бы Франко, но дошли бы, наверное, до Берлина, а то и до Москвы. Вот только, США не оказали тогда испанским анархистом такой помощи... Увы, Амир Тааки нигде не вспоминает об этом прикрытии (не говоря уж об американской помощи в виде поставок оружия, не говоря об американских элитных войсках, сражающихся за курдов - их по официальным признаниям США 2 тыс, а по неофициальным данным 5 тыс - 10% наземных сил анти-ИГИЛовской коалиции, куда входя курды). Без американцев картина Рожавы выглядит, мягко говоря, не полной.
При всем уважении к курдам, я полагаю, что вечный повстанец анти-авторитарный социалист Бакунин (с его мыслью, что он поднимет восстание, оказавшись в благоустроенном анархистком обществе), левая эсерка Спиридонова (определявшая свои убеждения как "революционный голгофизм", т.е. вечное восхождение на Голгофу), испанский анархист Дуррути (с его мыслью о том, что рабочие не боятся революционных разрушений, ибо строят дворцы и несут новый мир в своих сердцах) и сотни тысяч их единомышлеников от Украины до Каталонии, сражавшихся за свои идеалы и достоинство, мечтавших о золотом веке братства, очень удивились бы, услышав такие суждения Амира Тааки.
Я уже не говорю об идеях великих шиитских иранских мыслителей и социал-революционеров, Шариати и Телекани, рассуждавших о бесклассовом обществе самоуправления и Шур (Советов) Работников, соединивших это с мессианскими идеями шиитской веры. Их идеалы обрели конкретные воплощения в ходе Великой Иранской революции 1979 г (потерпевшей поражение).
Напомню, что секуляризацией называют изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передачу изъятого светскому, гражданскому ведению. В Древнем Шумере жрецы превратили мифологию в официальную религию? Может быть, но тогда причем тут секуляризация, это же, наоборот, действие, противоположное секуляризации! Черное это белое?
Разумеется, человек может не знаю историю от слова "совсем" и тут нет большой беды (вряд ли все обязаны ее знать). Но во-первых, тогда зачем рассуждать о том, чего не знаешь? А во-вторых, расcуждения в духе черно=белое заставляют задуматься о смысле публикации текстов данного человека и возможности доверять его суждениям.
Так что там у курдов?
Я вообще-то ожидал рассказа о том, как устроено курдское общество в Рожаве, т.е. как устроены их армия и гражданская жизнь, но Амир Тааки от этих вопросов практически полностью уклонился.
"Какие демократические институты существуют в конкретном отряде бойцов YPG?
Человек задает конкретные вопросы и что Амир Тааки говорит в ответ? "Принцип самокритики" существовал в армии партизан Мао Цзедуна, централизованно управляемой и не имевшей никакого отношения к анархизму, строившей в Китае тоталитарный государственный строй. С другой стороны, может быть у курдов все не так плохо, как в Китае. Но вместо того, чтобы ответить на вопрос, как же устроена курдская армия, выбирают ли рядовые бойцы ее командиров, как согласовывает (если согласовывает) командование свои планы с рядовыми бойцами и т.д. мы слышим рассуждения о об "усвоении бойцами идеалов курдского лидера".
Ровно то же самое в отношении общества. Из этой статьи мы не узнаем, как работает общество в Рожаве, кроме нескольких общих фраз об ассамблеях (собраниях), у которых есть свои "проекты". Ок, в моем районе тоже есть собрание жильцов, критикующих реновацию, и что? Оно управляет районом, что ли?! Как эти ассамблеи у курдов связаны с правительствами кантонов, которые тоже имеются и где (в правительствах кантонов) заседают министры? Как партия, т.е. РПК (Курдская рабочая партия), чей вес в Рожаве по общему признанию огромен, управляет обществом? Как соотносятся партия и народные собрания (ассамблеи)? Ничего же не понятно из интервью.
Система "учитель-ученик" как идеал
Зато - и это действительно важно, Амир Тааки заявляет следующее:
Что ж, большое спасибо за напоминание важнейшего тезиса В.И. Ленина. Именно Ленин утверждал, что все устроенно именно так: революционный пролетариат и крестьянство - это как бы класс школьников, учеников. Роль учителей, по Ленину, играет правильная партия, которая всех строит. А право на полноценное самоуправление (анархистский или либертарно-коммунистический строй) появится у общества когда-нибудь потом. Ну, только тогда, когда оно, общество, усвоит правильное учение. Пока не усвоило, должно подчиняться учителям (партии). И все. И никаких! Недовольным ученикам по мозгам! Линейкой.
Не знаю, что об этом думают курды. Курдам это надо? Им это нравится? Понятия не имею. Но, по крайней мере, мнение самого Амира Тааки хорошо понятно."Архи-правильное мнение, товарищ" - как сказал бы Ленин. Вот только мне бы не хотелось повторения ленинизма ни в каком виде. Вроде как наша несчастная страна, вместе со многими другими уже прошла этот урок?
Комментарии
"при почти полном отсутствии
"при почти полном отсутствии информации о реальных событиях в Рожаве. "
Конечно, Магид, сидя в Москве за компухтером, знает больше о Рожаве, чем журналист, пробывший там несколько лет. Мне искренне жаль курдов - ведь у них нет Магида!
Это все пустое, г-н Критик.
Это все пустое, г-н Критик. Вы отвечаете в манере, принятой у неграмотных людей, не способных к ведению дискуссий. Переводом на личность. По такой логике и СССР нельзя критиковать, мы же там не были, а вот какой-нибудь сталинист, ветеран КПСС, там жил и работал, и когда он славит СССР, анархисты должны трепетно молчать. Такие люди как Вы к спокойной аргументированной полемике не способны, а ходят по сайтам и разводят срачи.
> Вы отвечаете переводом на
> Вы отвечаете переводом на личность.
а двумя строчками ниже
> Такие люди как Вы к спокойной аргументированной полемике не способны, а ходят по сайтам и разводят срачи.
Миша, ты хоть перед тем как постить комментарий, перечитывай его... А то противоречишь сам себе в трёх предложениях.
Почитал комментарии критика.
Почитал комментарии критика. Уровень примерно как в детском саду "сам дурак", "автора на мыло". Иными словами, никаких возражений против написанного мной нет.
Nevermore
Добавить комментарий