От автора:
Прежде всего, в свое оправдание, хотел бы сказать следующее: Я причисляю себя к Анархистам, а именно к анархо-коммунистам. Я общался с самыми разными людьми: от глупых до умных, от подростков до стариков, от национал-социалистов до либералов, от представителей современного рабочего класса до представителей современной буржуазии.
Эта статья не попытка выплеснуть «грязь» (а её будет достаточно) на романтично-утопичную и справедливую идеологию анархизма, а попытка показать свое видение проблемы. Это обращение к товарищам, это, пока еще, тихий сигнал о помощи. Я представил у себя в голове тысячу мнений о своей работе и тысячу оскорблений в адрес моей личности, но я надеюсь найти единомышленников. Ничто так не бодрит, как пощечина от друга.
I. «Субанархизм, или посредственный анархизм»
Основная и главная причина деградирования идеи - превращение серьезного и ответственного, по своей природе, движения в субкультуру.
Да, субкультура, по своему определению, имеет свои плюсы, один из них - популярность среди молодежи, но огромный минус, шагающий рядом с этим плюсом, это короткий срок популярности.
Субкультура притягивает одну массу молодежи и отталкивает другую. Субкультура НИКОГДА не будет восприниматься всерьез, ввиду своей непостоянности. Для субкультурного анархиста не обязательно читать и интересоваться, не обязательно создавать и исправлять созданное. Достаточно одеться «по теме» и заявить о своем причастии к группе. Не нужно организовываться, главное поставить в известность окружающих. В сторону таких личностей будет верно использовать название «субанархисты», т.е. анархисты - имеющие второстепенную роль, резерв без потенциала, мотива и причин.
Митинги, пикеты, шествия для субанархистов превращаются из попытки заявить о своем существовании и возмущении, в своеобразный ритуал «для галочки», чтобы впоследствии заявить о своей активности. Чтение, агитация, саморазвитие – становятся чуждыми. Бойкоты и стачки - не реализуются. Отслеживание и саботирование эксплуатирующих организаций и конструктивный вандализм – является чем-то, что остается лишь в мечтах.
Индивид всегда меняется под давлением массы, частично или полностью - неважно, но сам факт дает повод сделать вывод, что большое количество субанархистов в движении разрушают и заставляют всю структуру деградировать. Выделяющиеся ячейки поддаются критике и насмешке, и, в конечном счете, все это приведет к тому, что Анархизм как движение потерпит фиаско. Субанархистами лозунг «мы все разные, мы все равные», акцентируется на первую часть фразы, впоследствии наблюдается индивидуализм, полностью противоречащий Анархизму как общественному строю.
II. «Рядовой анархист сейчас»
Современным анархистом, чаще всего, движет чувство нигилизма, максимализма и эгоцентризма. Это приводит к нежеланию идти на компромисс, к нежеланию объединяться, к нежеланию доработки идеологии. Отсутствие желания организовываться вместе с политическими организациями со схожей идеологией.
Единственные баррикады, которые смогли построить современные анархисты - это баррикады в головах. Которые не позволяют осматривать ситуацию с разных сторон. Отсутствие серьезной и общественно доступной прессы и книг. Отсутствие авторов и идеологов-теоретиков. Слабая пропаганда.
Любые попытки исправлять государственный аппарат, создав партию или иную другую политическую организацию, резко осуждается самими активистами. Чтятся лишь радикальные действия, а именно: саботаж и вандализм, который, чаще всего, не имеет никакого смысла для людей, кроме как для самих анархистов.
Анархист пытается создать утопию и мечтает о революции, но вместе с этим, он редко учитывает свои возможности, возможности коллектива и возможности общества.
Все это в комплексе не что иное, как внешняя антиреклама, отталкивающая население.
III. «Приятная утопия»
Анархия, как романтика, как философия, как эталон справедливости и братства, вне сомнений, самая притягательная идеология. Одновременно с этим, она так же утопична, как и притягательна.
Все в мире имеет свои погрешности и отклонения от идеала - на этом и стоит мир. К идеалу можно стремиться, но в редких случаях, он досягаем (если же идеал примитивен - то он не идеал, а образец), но Анархия строится на идеальном обществе, что уже утопично. Даже если мы отбросим ту мысль, которая так любима критиками, а именно: «Все люди невежественны и алчны, эгоистичны и порочны, такими они были созданы, это естественно, и с этим ничего не поделаешь. Поэтому анархия невозможна», все равно останется одна проблема: возможности человека. Он может очень стараться, но результат не будет соответствовать идеалу, а если есть два таких человека, то будет и третий, и четвертый… Таким образом мы получаем людей, не позволяющих нам (пусть не специально) построить идеальное общество, а избавиться от «порочных элементов» невозможно, потому как сама идеология Анархизма не может этого позволить.
IV. «Видимые проблемы»
Итак, мы уже видим проблему в утопичности идеи, в субанархизме и в поведении самих анархистов.
Но это не все… Одна из важнейших проблем - это отношение населения к анархистам и мнение граждан к анархизму.
Формируется мнение об анархистах как о буйной молодежи, вандалах, «малолетних» террористах, а некоторые даже умудряются называть анархистов космополитами или, что еще хуже, русофобами. И эти мнения циркулируют в умах людей, и крепче всего они застревают в головах незнакомых с анархизмом.
В чем же беда? Откуда такие мнения? В этом есть вина не только «гражданских», но и самих анархистов. Нежелание людей читать и интересоваться, занятая обывательская позиция и безыдейность – это их причина и вина, потому как именно они выбирают и формируют свою позицию. Но в чем же вина анархистов? Представим анархиста как спасателя на пляже, а утопающим будет обыватель. Мы должны его спасти, ведь это наша цель, мы не можем его оставлять. Но что же делать, если наш утопающий барахтается, дерется, кусается, паникует или вовсе, в открытую заявляет нам о своем нежелании «спасаться», тогда то мы и можем доверить ему свою судьбу и оставить его, иначе есть риск утонуть вместе с ним.
Еще одна, не малозначительная проблема, это проблема игнорирования возможностей (которая упомянута во второй части обращения). Анархист как индивид редко недооценивает свои возможности, поэтому заостряться на этом нет смысла. Но Анархист как часть коллектива или как часть общества очень часто путает свои собственные возможности с общими. Общие возможности и индивидуальные, это безусловно разные вещи и то, что может один человек, часто не может группа, верно и обратное. Не все общество готово к анархии, не все общество готово к революции.
V. «Десерт»
Здесь мы рассмотрели некоторые проблемы, не все, но заметные невооруженным взглядом. Все это решаемо, безусловно.
Прежде всего, я призываю вас, товарищи, создавать и организовывать ячейки из своего окружения, мотивом для создания может быть что угодно: музыка, спорт, чтение, рисование. Важно, чтобы все члены этой группы были с одинаковой идеей или со схожей, чтобы можно было проводить дискуссии между собой, чтобы могли быстро координироваться и принимать участие в общих акциях. Если эта группа будет обладать своей «изюминкой», она обязательно притянет к себе новых людей. Но не нужно превращаться в группу «особенных», избранных, нельзя превращаться в представителей субкультуры. Умные и активные всегда привлекали и будут привлекать других людей.
Я призываю вас располагать к себе людей, выглядеть уверенно и бодро, читать и развивать свою речь, развиваться во всех направлениях, быть максимально эрудированными и целеустремленными. Демонстрировать окружающим то, что вы анархист и готовы помогать всем людям.
Нужно дополнять и редактировать «старую» идеологию, ведь она не выживет в наше время, не потому что «капитализм заставил так думать меня», а потому что с течением времени меняются взгляды на большинство вещей. Крестьянство как класс (на что и была направлена анархия) исчезает, рабочий класс исчезает, буржуазия исчезает. Меняются принципы и названия. Классовая война за угнетенный рабочий класс бессмысленна без рабочего класса. Нужно готовить революционную почву, но готовить её не массовыми беспорядками и вандализмом, а демонстрированием возможности лучшей жизни для людей. Нужно участвовать в политике, создавать партии (не одну), пробиваться и отстаивать интересы общества, восстанавливать справедливость. Вести войну информационную и культурную. Нужно избавляться от космополитизма и русофобии.
Я не призываю вас «прогибаться» под систему, я призываю вас, в виду нашей малочисленности, паразитировать систему. Черпать из неё соки и поворачивать в пользу общества.
К Анархии НУЖНО стремиться последовательно, маленькими шагами, а не пытаться создать её здесь и сейчас. Через борьбу, протесты, акции солидарности двигаться в сторону справедливого общественного строя. И тогда, через множество поколений наши праправнуки, наконец, создадут то общество, которое максимально близко к Идеалу.
Комментарии
Какие, на фиг, "космополитизм
Какие, на фиг, "космополитизм и русофобия"? :)
Не поверите, но встречаются
Не поверите, но встречаются такие личности.
Какие?
Какие?
Про русофобию очевиден бред.
Про русофобию очевиден бред. А про космополитизм что такое? чем космополитизм плох то?! или что?
Это разве пощечина? 1.
Это разве пощечина?
1. Субанархизм
Вот вы говорите, что субкультура - это что-то абсолютно плохое. Но разве субкультура виновата, что человек бездействует? Я знаю людей, которые, по их собственным словам, "выросли из всей этой субкультуры" и состоят в организациях. Только при этом они говорят о постоянной скуке, рутине, и общем нежелании чем-то заниматься. Может дело не в организации, а в людях? В отсутствии у них реального желания что-то делать. Тот, кому интересно меняться самому и менять жизнь вокруг, будет заниматься этим вне зависимости от партийной принадлжености. Я не говорю сейчас, что организация - это плохо, а субкультура - это хорошо. Я к тому, что ни то, ни другое не дает гарантии, что человек будет максимально активен. Это зависит от личной заинтересованности человека, то есть (о боже, какой кошмар!), от его индивидуализма. Вы говорите о том, что нужно читать книжки, критически пересматривать теорию, сотрудничать с людьми разных, но близких, взглядов, и при этом говорите, что индивидуализм полностью противоречит анархизму, как общественному строю. Воистину, в этой фразе содержится и невежество (почитайте уже Штирнера хотя бы), и приверженность догмам (только анархо-коммунизм, только хардкор!), и нежелание сотрудничать с людьми близких взглядов (а ведь индивидуалисты такие же анархисты, как и вы). Уверен, что автор ко всему прочему презирает Crimethinc, хотя не читал ни одной их книжки, и при этом в жизни пропагандирует то, о чем написано в "Анархии в эпоху динозавров". Не так давно общался с таким деятелем, забавно смотрится.
2. Рядовой анархист сейчас
Не обращая внимание на иерархичность названия, хочется спросить: что такого плохого автор видит в нигилизме и максимализме? Максималист - это тот, кто хочет добиться максимальных результатов, не идя на уступки. И что в этом плохого? А нигилизм - это отрицание общепризнанных ценностей, в том числе отрицание тех догм, за которое ратует автор. Что это, снова недостаток образования? Воистину, надо больше читать. Сходите в библиотеку, там очень много доступной для широких слоев населения литературы. А писать про отсутствие организаций на сайте организации "Автономное действие" - это просто шикарно. Запишитесь в библиотеку уже. Единственная правда в данном абзаце - это про слабую пропаганду. Ну, так у нас и активистов мало, чтобы эту пропаганду проводить. Но уж точно лучше, чем ничего.
3. Приятная утопия
Я вас удивлю, может быть, но мы уже живем в утопии. Точнее, в антиутопии, ну, не суть важно. Это не попсовый 1984й Оруэлла, а более интересный и приятный вариант, описанный Олдосом Хаксли в книге "О, дивный новый мир". Эта утопия называется "Общество потребления". Про нее не писал только ленивый, но из близких нам писателей могу порекомендовать "Революцию повседневной жизни" Рауля Ванейгема и "Общество спектакля" Ги Дебора. Анархизм - это противостояние утопии, в которой угнетенные выбирают себе угнетателей, лениво работают и постоянно развлекаются, не обременяя себя излишествами в виде умственного развития.
4. Видимые проблемы
Итак, мы видим, что основная проблем автора: "нежелание читать и интересоваться, занятая обывательская позиция и безыдейность". Исправляйтесь. Тогда может и перестанете обращать внимание на очевидную антианархистскую пропаганду, которой забита голова многих.
5. Десерт
Вот вам список занимательного чтива на ближайшее время: Макс Штирнер "Единственный и его собственность", Crimethinc (Бригада любопытного Джорджа) "Анархия в эпоху динозавров", Олдос Хаксли "О, дивный новый мир", Рауль Ванейгем "Революция повседневной жизни", Ги Дебор "Общество спектакля". И перестаньте противоречить самому себе: либо вы "объединяете людей в секту с одинаковыми идеями", либо "прислушиваетесь к организациям со схожей идеологией"
Добавить комментарий