Психолог Роксана Хофман пишет о киноленте "Джокер": "Первое, что хотелось бы отметить - это художественную составляющую фильма. Она безупречна. Музыку писала любимейшая исландка Hildur Guðnadóttir. Работа Lawrence Sher на высоте, равно как и сама композиция кадров, работа света, тени и цветовая палитра. Пластика Х. Феникса... Это очаровательно. Однако смысловая нагрузка фильма осталась не совсем понятной. Это про что? Про то, что в мире есть много психически больных людей, а мы делаем вид, будто не знаем об этом? Или о том, что революции совершают сумасшедшие? Или о том, что наш мир в тотальном упадке (старые песни о главном)?".
Думается, что в фильме много слоев, психологическая драма - один из них. В то же время Джокер стал символом социальных протестов в Ливане (а в последние дни во Франции) и это не случайно. Там многие используют этот образ сегодня.
Фильм отражает социальную реальность неолиберализма - так называют сокращение социальных программ, помощи бедным. События разворачиваются на фоне забастовки мусорщиков, главному герою - психически нездоровому человеку - отказывают в бесплатных лекарствах, потом он теряет работу, а с тем и голову. В то же время, современный протест против системы хаотичен. Обычно он не несет в себе глубокого осмысления реальности, не говоря уже о продуманных системах контр-власти.
Образ Джокера - идеальное отражение реальности, в которой массовое недовольство системой сочетается с отсутствием внятной альтернативы и потому часто ведет к хаосу. Джокер - не революционер, который несет в сердце новый мир, подобно Дуррути. Он может разрушать дворцы, но не способен их строить.
Фильмы про супер-героев, про Джокера и Бэтмена, транслируют христианскую картину мира: Добро против зла, добрый Бэтмен против злого Джокера. Здесь же она сменяется языческой античной драмой. Джокер - неоднозначный персонаж, возможно не из христианского мира, а из античной трагедии. Он символизирует хаос страстей, захватывающий человека, не способного соблюдать меру, найти баланс между праведным гневом против тирании и добродетелью, между заботой о себе и мыслями об общественном благе, о гражданском коллективе, вне которого личность не существует. И тогда это можно понять как назидание - без соблюдения баланса, без разумного применения силы человек исчезает, сметенный противоречивыми эмоциональными порывами.
Справедливости ради - сколько зрителей у этого фильма, столько и способов понимания. Но это и есть свойство великого произведения. Оно создает особую вселенную, которую можно понимать совершенно по-разному. И она не обязательно подчиняется первоначальному замыслу творца.
Комментарии
Вот мне как раз показалось
Вот мне как раз показалось что у Джокера всё отлично с "соблюдать меру, найти баланс между праведным гневом против тирании и добродетелью, между заботой о себе и мыслями об общественном благе, о гражданском коллективе". И его месседж в том, что есть вопрос- на него есть фактический ответ. И постоянные попытки ориентироватся в происходящем- приводят к фактам взаимодействия.. Что-то работает и это не всегда приближает анти-апокалипсис. Что-то не работает.
Затравочка хорошая)
Суть фильма "Джокер" состоит
Суть фильма "Джокер" состоит в том, что человеку, обделённому вниманием, деньгами, уважением, остается только один путь - путь борьбы, путь в революцию. Либо путь автономного, одиночного сопротивления властям.
Добавить комментарий