Рассказывает канал "Черно-Красный Ереван" (раньше назывался "Черное Знамя"):
Всякий, кто хоть немного увлекался армянской историей, наверняка слышал о Муса-Даге. Эта гора стала символом армянского сопротивления во время геноцида.
До 1915 г. в окрестностях находилось 6 деревень, жителей которых младотурки планировали подвергнуть депортации в Сирийскую пустыню. Однако 4100 армян смогли укрыться на горных вершинах и под руководством Мовсеса Тер-Галустяна около семи недель продолжали оборону против турецких отрядов, пока не были спасены пятью французскими военными кораблями и эвакуированы в египетский город Порт-Саид.
Эта легендарная самооборона послужила вдохновением для романа австрийского писателя еврейского происхождения Франца Верфеля "40 дней Муса-Дага", написанного им 1929 г. в ходе путешествия по Ближнему Востоку.
После того, как закончилась мировая война, а этот регион был присоединен к французской колонии в Сирии, многие армяне вернулись в свои деревни в 1919 году. Но в 1939 году кемалистская Турция аннексировала Хатайский регион, и жители пяти из шести армянских деревень вновь решили бежать.
Единственной оставшейся армянской деревней в регионе стала Вакыфлы, которая существует и сейчас, и в котором живет около 140 человек.
В этой деревне армянские женщины решили создать свой кооператив. Проект стартовал в 2005 году. Тогда пять женщин собрались вместе, чтобы основать кооператив. Они хотели способствовать своей самоорганизации и экономической независимости и оказывать помощь в развитии своей деревни.
Сегодня в кооперативе работают 39 женщин. Они выращивают шелковицу, ежевику, цитрусовые и оливки на своих полях и в садах, производят всевозможные консервы, масло, мыло и вино и продают свои органические продукты во дворе Армянской Апостольской церкви св. Марианны. Церковь, освященная в 1895 году, является центром села. Она была восстановлена в 1990-х годах, а в 2005 году к храму была добавлена пристройка.
Женщины в Вакыфлы придают большое значение качеству своих товаров как основе своей свободы и автономии. Очень важны такие аспекты, как устойчивое производство за счет более эффективного использования возделываемых площадей с помощью экологически безопасных методов, прямые и солидарные действия без посредников.
Они действуют по принципу «женщины для женщин» и имеют коллективную инфраструктуру. «Например, мы делаем варенье из горького апельсина, наше знаменитое варенье из цветов апельсина и концентрированный сироп по рецепту нашей бабушки. Теперь мы усовершенствовали продукт и расширили наш ассортимент, включив ликеры. Мы производим его, в частности, из мандарина». Лишь немногие из этих деревьев остались в Вакыфлы, не более одного или двух в каждом саду. «К сожалению, им грозит исчезновение», – говорит Картун.
Женщины в сельском кооперативе также являются его владелицами и сами решают, как они хотят использовать совместно полученную прибыль. Картун сказала: «Мы здесь семья и небольшая образцовая деревня».
Вакыфлы производит органические, справедливые и экологические устойчивые продукты, которые уже были отмечены несколькими призами как в Турции, так и в других европейских странах. Это окупается: ежегодно деревню посещают около 65 000 человек со всех уголков мира. Туризм стал основным источником дохода в Вакыфлы. Участницы кооператива довольны: чем больше людей посещает село, тем больше возможностей поддержки для женщин.
Помоги «Автономному действию» распространять агитацию против войны, освещать инициативы анархистов в России и социальный протест.
Добавить комментарий