Имя Эммы Гольдман мало что скажет большинству современных российских читателей. В то же время, в США она, несомненно, остается самым известным представителем анархистского движения. По подсчетам французского журнала «Исинерэр», только за 1980-е гг. в стране за океаном вышло не менее десятка ее книг или работ о ней (включая двухтомную биографию, написанную Элис Векслер), поставлены около дюжины театральных пьес (некоторые получили широкий отклик) и опера, снят фильм. При этом нельзя сказать, что интерес к «Красной Эмме» - это нечто новое или преходящее. Она стала своеобразным символом Америки начала ХХ века – страны иммигрантов, радикалов, революционеров, противостоящей обличаемой ими «Железной пяте» капиталистической олигархии. Не случайно, Эдгар Доктороу в своем знаменитом романе «Рэгтайм» отвел Гольдман важное место в судьбе своих героев.
Эмма Гольдман была человеком чрезвычайно одаренным и разносторонним. Она не только пламенно отстаивала свои анархистские идеалы, но и бурно защищала права женщин, идеи свободы слова и свободной любви, энергично высказывалась за равноправие сексуальных меньшинств (тема, которой тогда чуралось даже большинство анархистов). Ее имя стало синонимом бунта и чувственности. Она отстаивала свободу не только в обществе, но и в своей личной жизни. «Э.Г., женщина и ее идеи, неотрывны друг от друга, - писала она, отвечая на предложение одного богача оплатить ее учебу. – Она живет не для того, чтобы развлекать нуворишей, и никому не позволит указывать ей, как себя вести. Оставьте свои деньги при себе».
«Красная Эмма» родилась 27 июня 1869 г. в литовском городе Ковно (Каунасе), который входил тогда в состав Российской империи. Вскоре семья переехала в Курляндию; там Эмма провела детство. Затем ее отправили к семье матери в немецкий город Кёнигсберг, где она училась в школе, брала уроки французского языка, музыки, немецкой литературы. На несколько лет Эмма вернулась в Россию, работала в фирме отца (отношения с которым все больше портились), потом – парикмахером, а в 1886 г. эмигрировала (подобно многим евреям) в США. Она приехала в эту страну, считавшуюся «землей свободы», в знаменательный момент: это был тот самый год, когда власти жестоко подавили возглавлявшуюся анархистами борьбу рабочих за 8-часовой рабочий день. 4 рабочих-анархистов были повешены; в память о них люди труда отмечают день 1 мая.
Попав в 1889 г. в Нью-Йорк, Эмма Голдьман с головой бросается в анархистское движение, сближается с его ведущими активистами, в том числе, немецким революционером, страстным оратором и проповедником насилия Йоганном Мостом и выходцем из Литвы (как и она) Александром (Сашей) Беркманом, племянником знаменитого народника Марка Натансона. Саша становится ее любимым и – что важнее – близким другом. Эту дружбу Эмма пронесла через всю жизнь.
Не проходит и полугода, как Мост отправляет Эмму в пропагандистское турне по стране. Лекции, выступления, речи на митингах, агитация в поддержку бастующих и практическая помощь советами – это стало главным делом ее жизни до самого конца. Но упрямая революционерка отнюдь не желала становиться «синим чулком». Когда ее укоряли, что радость и веселье несовместимы с суровыми буднями идейного борца, она возмущалась: «Если я не смогу танцевать, это будет не моя революция».
Судьба не была милосердной к «Красной Эмме». Радостей в ее жизни было все же меньше, чем сыпавшихся на нее ударов. В 1892 г. она надолго потеряла Александра Беркмана: Саша, возмущенный жестоким подавлением рабочих выступлений на фирме «Карнеги», совершил покушение на ее директора Генри Клея Фрика. Предприниматель выжил, но Беркман был брошен в тюрьму, где оставался до 1906 г. Испуганный Мост тут же «открестился» от своего ученика и последователя, и Эмма Гольдман никогда ему этого не простила. На одном из собраний она даже публично ударила «лидера» хлыстом!
Самой Эмме также пришлось познакомиться с судебной и тюремной системой США. Ее неоднократно арестовывали (в первый раз – после выступления на митинге безработных и бездомных в 1893 г.), но она использовала заключение для того, чтобы изучить профессию медсестры и впоследствии работать по специальности.
Постепенно она приобрела огромную известность не только в США, но и в Европе, где также выступала с агитационными лекциями. В ту эпоху, когда не было ни радио, ни телевидения, ни «всемирной паутины», устная агитация была могучим средством просвещения и распространения знаний о мире. Круг общения и контактов Эммы Гольдман был невероятно широк: от проституток, которых она учила гигиене и… соблюдению человеческого достоинства (именно этот момент отразил в своем романе Доктороу), до рабочих лидеров и самых заметных американских интеллектуалов. Последнее пригодилось ей в 1906 г., когда Гольдман стала издавать журнал «Мать-Земля» - вероятно, лучший анархистский журнал за всю историю Соединенных Штатов.
Эмма Гольдман с Александром Беркманом
Убежденная противница любого национализма и патриотизма, Эмма Гольдман живо интересовалась революционными событиями во всем мире, была душой движения солидарности с Русской и Мексиканской революцией. Ее активные выступления против Первой мировой войны переполнили чашу терпения американских властей. В 1917 г. ее и Беркмана арестовали по обвинению в «заговоре против военного призыва», а 21 декабря 1919 г. выслали из страны… в Советскую Россию.
Большевистские власти встретили американских анархистов настороженно. Устав отвечать на их острые вопросы о бюрократизации, подавлении анархистов, милитаризации промышленности, реквизициях, неравном распределении, засилье Чека, советские лидеры, в конце концов, «доверили» Гольдман и Беркману чисто декоративную работу… по сбору исторического материала для будущего музея Революции. Это позволило «гостям» ездить по стране, в частности, посетить Украину, охваченную гражданской войной и Махновским движением.
В начале 1921 г. Гольдман и Беркман тщетно уговаривали большевиков отказаться от подавления Кронштадтского выступления и достичь компромисса с восставшими, а летом они поддержали голодовку заключенных русских анархистов и помогли распространить информацию о них среди делегатов конгресса Профинтерна, чем в немалой степени способствовали освобождению арестованных. В конце 1921 г. Гольдман и Беркман покидают Россию. Оказавшись в Западной Европе, Эмма Гольдман потратила много сил для разоблачения «большевистского мифа». Ее книги «Мое разочарование в России» и «Гибель Русской революции» раскрыли глаза многим активистам рабочего движения на Западе и помогли историческому размежеванию революционного синдикализма с большевизмом.
В последующие годы Эмма Гольдман жила преимущественно во Франции и Канаде, продолжая много делать для популяризации и распространения анархистских идей. Когда в июле 1936 г. в Испании началась социальная революция, она отдала все силы ее пропаганде и защите. Обосновавшись в Англии, «Красная Эмма» организовала движение в поддержку Испании, которое вело энергичную агитацию и собирало средства в помощь Испанской революции. На этой волне начался и подъем либертарного движения в Британии.
Эмма Гольдман болезненно переживала ошибки испанских анархо-синдикалистов. В личных письмах и разговорах она жаловалась на их уступки сталинистам, на готовность пойти на компромисс с Москвой, предостерегая, что этот курс погубит революции. Но в своих публичных выступлениях она не считала себя вправе осуждать товарищей, которые, как она говорила, живут в горящем доме с крышей, грозящей вот-вот упасть на их голову. Поражение революционной Испании Эмма Гольдман восприняла как глубокую личную трагедию. «Это как будто ты все свою жизнь ждешь ребенка, и, наконец, когда ты уже почти перестала надеяться, он рождается – только для того, чтобы умереть вскоре после рождения», -- с горечью писала она в одном из писем.
Поражение в Испании и начавшаяся Вторая мировая война подкосили Эмму Гольдман. В феврале 1940 г., вскоре после возвращения в Канаду, она испытала инсульт, а 14 мая ее не стало. Ее похоронили в Чикаго, рядам с рабочими-анархистами, казненными за участие в забастовке мая 1886 г.
Вадим Дамье
Из книги: Э.Гольдман. Анархизм
Добавить комментарий