Недавно встретил интереснейшую модель, которая объясняет сходства поведения авторитарного правительства, и любых тоталитарных сект - как религиозных, так и "революционных" сект нечаевского типа.
Эта модель - "психология дефицита".
Люди помещают себя в мир, где выживание в каждую секунду зависит только от способности на полную использовать все существующие возможности, чтобы отбиться от врагов.
Основные вводные:
-
Всюду враги
-
Все опасно
-
Ничего не хватает
Поэтому:
-
четкое деление на своих и чужих - в моменты кризиса нейтралы играют на врага.
-
ориентация на тактику вместо стратегии (важно выиграть сейчас, а что будет потом - дело десятое). Такие не боятся испортить отношение с другими группами, даже сходными по взглядам, потому что см. пункт.1
-
"дешёвые" коммуникационные методы: агрессивная закрытая риторика, ненависть в качестве основной мотивации, иерархия (часто неформальная, или даже маскирующаяся под формальное равенство), идея сверхценности группы, мифологическое мышление. Это простые для применения средства с быстрым откликом, которые хорошо работают в тактической перспективе и плохо - в стратегической (для развития и воспроизводства нормального цельного общества нужна свобода мнений и действий, разбежка характеров и устремлений).
Такие группы часто живут в ожидании условного "конца света". Дня Х, когда всё решится, враги получат по заслугам, а члены группы выскочат "из грязи в князи". Это может быть Страшный суд или Революция, или Расовая война - не важно. На ожидание и приближение этого дня направлены все их силы. Любые остальные действия и устремления - обесцениваются. Их носители приравниваются ко врагам (еретикам, провокаторам, предателям).
Психология дефицита имеет динамику "самосбывающегося пророчества" (петля положительной обратной связи). Это значит, что по мере того как она распространяется и усиливается, она создаёт условия для своего дальнейшего усиления. Долгосрочное поведение определяется психологией дефицита: положение дел становится только хуже (ведь эта программа предназначена для выживания в кризисе, а не длительного развития). Разрушается инфраструктура, всё больший круг людей начинает относиться враждебно. От этих ухудшений группа еще больше сплочатся и еще больше использует дешевые методы борьбы с угрозами. Как следствие - усиливается психология дефицита.
Вчерашний "критик" становится "врагом и провокатором", разнообразные вызовы среды срастаются в единый фронт ненавистников. Кругом заговор! Неподчинение вождю, оспаривание базовых постулатов группы приравнивается к предательству и наказывается.
Таким сектам критически важно периодически изгонять "провокаторов" из среды своих. Это служит двойной цели - с одной стороны, сплочает группу и позволяет сорвать злость на ближнем, осязяемом враге, с другой стороны, поддерживает дисциплину, т.к. на должность провокатора, как правило, назначаются самые неблагонадежные, или те кто когда-либо был замечен в неповиновании лидеру.
Лидеры такой группы, как правило, грамотные демагоги, высококлассные манипуляторы и хорошие психологи. Умело дергают за струны, видя зависимости и слабости каждого. Не гнушаются самой откровенной лжи. Чтобы избежать возможного ухода "паствы" бросают ее в максимальное количество конфликтов с другими группами и с окружающим миром в в целом. Чтобы желающему сепарироваться было некуда уходить.
Важную роль в таких группах играет ограничение ее членов в общении с окружающим миром и поступлении информации. Строжайше пресекаются попытки общаться с другими группами (особенно схожими по идеологии). Получение новой информации (напр. чтение книг "еретического", "реформистского", "легалистского" содержания) не поощряется.
Со стороны кажется что все члены группы находятся в непрерывной истерии. Механизмы такого поведения затрагивают наши базовые инстинкты (люди дефицита хорошо знакомы с реакцией "дерись или беги"), а значит очень эмоционально переживаются. Это в свою очередь позволяет присоединять к механизму и выпускать через него собственную фрустрацию, а потому приносит некоторую разновидность удовольствия, похожую на экстаз или транс. Чтобы повторить это удовольствие, "пользователи" психологии дефицита ищут новые ситуации, в которых они могли бы пережить похожие ощущения, и подстраивают реальность под свою ролевую игру.
У всех обществ, использующих в качестве стратегии развития психологию дефицита, концовка всегда плачевная: коллапс и разрушение. Собственно, и влачат они свое существование всегда в формате микро-сект: лидер, один-два приближенных, и основная масса, которая с поломанной психикой и разочарованием в идеологии раньше или позже отходит от секты: кто после жизненной трагедии, кто повзрослев, кто отсидев.
Увидев признаки такой группы и попытки затянуть вас туда, советую одно - бежать без оглядки. И неважно, как они себя называют: истинно-верующими, спасителями нации, "группой личностного роста" или даже анархистами.
(для написания использовался текст #swarm - закрытого канала в ТГ).
Николай Дедок
Комментарии
Психология дефицита и жизнь
Психология дефицита и жизнь коммуной. Как-то плохо смыкаются
Смыкаются без проблем вообще.
Смыкаются без проблем вообще.
Откуда в коммуне взяться
Откуда в коммуне взяться дефициту? Это не открытое сообщество а закрытое.
Более того, люди, живущие по психологии дефицита, никогда и не смогут организовать коммуну.
Свобода - право смелых.
Про сектантство и анархизм. Я
Про сектантство и анархизм. Я не собираюсь обобщать свое мнение на все, что может быть связано с образованием тесно сплоченных групп и коллективов, но мне по личным ощущениям кажется, что причина возникновения оных кроется в желании людей быть частью сообщества, где слово "дружба" - это и есть основополагающая идея жизни и борьбы. Просто в окружающем разобщенном мире такие понятия как "дружба" и "любовь" выродились и приобрели смысл, равносильный смыслу владения некоторыми материальными ценностями, с той единственной разницей, что вместо этих ценностей, вещей выступают другие люди.
Критика сектантсва как раз показывает, что в случае поиска друзей или подруг, люди постараются избегать такие группы, где превалирует упомянутые автором агрессия и паранойя (поиск врагов). Я думаю, что существует не один пример более человечных и стабильных коллективов, хоть и не всегда открытых, но тем не менее сплоченных на основе дружелюбия, а не авторитарного подчинения. Часто многие из них приходят к этому не сразу, а методом проб и ошибок, постепенно избавляясь от аторитарных элементов.
Добавить комментарий