Обсуждение истории "правоохранительных органов" обычно сосредоточено на последних четырёх столетиях. Но на самом деле эта история тянется гораздо дальше - до самого древнего Египта. Avtonom.org перевел для вас статью Стивена Энджела из журнала ROAR Magazine. Она рассказывает о тысячелетней истории полиции.
В рэпе “Sound of da Police" KRS-One читает о преемственности между надзирателями на плантациях рабовладельческого Юга и полицией Нью Йорка начала 1990-ых. Он играет словами "надзиратель" и "офицер", как бы смешивая их. Ближе к концу песни KRS-One измеряет жизнь американской "охраны порядка" в целых поколениях и читает:
Моему деду пришлось иметь дело с копами
Мой прадед имел дело с копами
Моему прадеду пришлось иметь дело с копами
Моему пра- пра- пра- пра-, когда это уже закончится?!
Это нагромождение "пра- пра- пра- пра-" рассказывает скорбную и циклическую историю. С нами говорит гнев и усталость от жесточайшего угнетения, которое продолжалось слишком долго. С каждым упоминанием о поколении, пострадавшем от "охраны порядка", с каждым очередным "пра-", обвинения набирают силу. Но всё-таки о скольки "пра-" идёт речь? Когда именно появилась "охрана порядка" (policing)?
Две истории об американской охране порядка
Первый ответ, совпадающий с “Sound of da Police”, ведёт происхождение охраны порядка от "рабских патрулей" на юге Америки. Эти патрули начали формироваться около 1700 года для наблюдения и контроля за чёрными рабами. Состоящие в основном из белых мужчин, они проводили обыски в домах рабов, охотились на беглых, останавливали рабов на дорогах, разгоняли их собрания, чтобы предовратить возможные заговоры и восстания. Патрули были известны своей жестокостью. Они регулярно избивали, пытали, запугивали, насиловали и унижали чёрных: как рабов, так и свободных.
По словам бывшего раба Льюиса Кларка, рабские патрули были "самыми жуткими отбросами... тиной застоявшихся луж... самыми низкими и злобными тварями на свете". Именно эти рабские патрули позднее превратились на американском Юге в финансируемые государством полицейские департаменты. Эта трансформация, по мнению некоторых, прошла весьма гладко. Криминологи Мелисса Хикмен Барлоу и Дэвид Барлоу пишут, что в 1837 году полиция Чарльстоуна состояла из ста офицеров, а их основной функцией был "рабский патруль".
Второй ответ (вполне совместимый с первым) фокусируется на формализации полицейских департаментов на американском Севере. Те, кто даёт этот ответ, обычно отмечают влияние, которое оказали на эти департаменты Роберт Пиль и Служба Столичной Полиции Лондона, основанная в 1829 году. Есть мнение, что основной причиной создания полиции послужило классовое расслоение и бунты и беспорядки, порождаемые капиталом. Всё это правда. Правда и то, что многие полицейские департаменты на Севере произошли из ночной стражи в больших городах.
Например, ночная стража Бостона была учреждена ещё в 1630-х. Стражники работали от заката и до рассвета. Их задачей было отслеживать пожары, медведей, воров, индейцев и беглых рабов. Если они встречали кого-то на улице после наступления темноты, то могли остановить и "допросить" незнакомцев, чтобы узнать, кто они такие и что тут делают. Стражники носили нагрудные знаки, трещотки и тесаки; позднее их заменили дубинки.
В 1838 году бостонские законодатели добавили к ночной страже ещё и дневную, назвав её "полицией". В 1854, когда активно применялись законы о беглых рабах, дневную и ночную стражу объединили в единый Бостонский Департамент Полиции.
Более глубокий взгляд
Итак, мы начали отвечать на вопрос о том, как началось "правоохранение" в том месте, что сейчас называется "Соединенные Штаты Америки". Но это всё ещё не ответ на вопрос о том, как "охрана порядка" появилась в человеческих обществах в целом.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно заглянуть дальше последних 400 лет: минуя всю эту заразную мешанину насильственного насаждения порядка, расизма, капитализма и белого превосходства. Нам требуется обратить внимание на последние 5000 лет: время, за которое появились и распространились по свету классовые общества, в которых ресурсы, труд и жизненная сила большинства используется для обогащения и возвышения меньшинства. Это меньшинство (также известное как "элиты") поддерживает свое богатство, используя в разной степени государство, экономику, религию, военную силу, империи, обычаи и законы. При помощи этих инструментов, растущее в геометрической прогрессии господство продолжает процветать и убивать.Как можно определить "полицию", возникающую в разные временные промежутки в разнообразных местах в течение всех этих 5 тысяч лет? Это вооруженные люди на зарплате, которые обеспечивают соблюдение правил и защищают накопленное имущество, используя насилие, угрозу применения насилия, или другие наказания. Исходя из данного определения, впервые в истории "правоохранительные органы" появляются в древнем Египте.
Древний Египет обычно датируется с 3000 года до нашей эры (правление фараона Нармера) до 30 года до нашей эры (смерть Клеопатры и захват Египта Римской империей). Это время покрывает более половины всей истории классового общества. Несмотря на постоянную смену династий, крушения империй и периоды раздробленности, большую часть этого времени Египет представлял из себя абсолютную монархию, возглавляемую фараоном. Государственная идеология вращалась вокруг понятия "Маат": обычно его переводят как "порядок", "справедливость", "истина", "стабильность" или "правильное существование".
На самом деле, как объясняет британский египтолог Джойс Тилдесли, "Маат" подразумевал, что каждый обязан служить фараону. Власть была абсолютной. Соблюдение "Маат" обеспечивало сохранение практически всех ресурсов в руках высших 5% египетского общества: фараона и его управляющих, высших священников и так далее. Фараоны выжимали всё возможное из своих подданных. Они брали долю от каждого урожая, стада или добычи охотника. Используя рабов, зависимых крестьян и наёмных работников, они вкладывали огромные средства в строительство пирамид, дворцов и частных водных каналов, а также памятников самим себе.
Взять его!
Мы можем найти изображение "охраны порядка" в Египте времён Пятой Династии (с 2450 по 2325 годы до нашей эры) в гробнице Нианххнума и Хнумхотепа. Это были двое слуг фараона, среди прочего, они были ответственны за царский маникюр. Действие происходит рядом с горой каких-то товаров, возможно, на рынке или в государственном складе. Обнаженный подросток тянется к товарам, но его хватает обезьяна на поводке. Поводок держит стражник, который кричит обезьяне: "Взять его! Взять его!". За стражником ожидает вторая обезьяна, также на поводке. Стражник держит дубинку, которую украшает вырезанная из дерева рука.
Для нас появление обезьян удивительно, но самом деле египетская стража часто использовала прирученных животных (обезьян и собак). Дубинки и палки были в ходу, хотя в зависимости от обстоятельства, стража могла быть вооружена и копьями.
Но что насчёт подростка, задержанного обезьяной? Что случилось с ним? Его могли наказать сотней ударов плетьми, а возможно ещё и дополнительно пятью открытыми ранами. Кроме того, ему могли присудить штраф в двойном или десятикратном размере от того, что он украл. Практиковалось отрезание ушей или носа, а также отправка на каторгу в государственные шахты или на один из грандиозных строительных проектов фараона. В конце концов, если государство не могло найти преступнику никакого применения, его могли казнить, посадив на деревянный кол.
Укравший даже пару яблок становился врагом государства: агентом "Исфет", хаоса, противоположности "Маат". Государство считало наказание совершенно необходимым для поддержания "Маат", вне зависимости от обстоятельств, которые привели к краже.
Работа
Многое изменилось в древнем Египте между царствованием Нармера и смертью Клеопатры. Тем не менее, мы можем проследить конкретные обязанности стражи: некоторые из них существовали ещё до появления картинки с обезьяной и подростком, другие появились позже. Но каждая из этих обязанностей так или иначе помогала формировать и поддерживать пирамидальную структуру Египта.
Стража охраняла дворцы, храмы и царские гробницы: все те места, где хранилось богатство. Стражники конвоировали рабов на каторгу и надзирали, пока те работали. Они следили за дорогами и за перемещением государственной собственности: зерна, золота, скота и людей. Стража поддерживала функционирование тюрем, вела списки нарушителей и пытала свидетелей. Она патрулировала границы, ловила и казнила мятежников. Стражники работали следователями и приставами в судах. Суды, в свою очередь, поставляли государству новую рабочую силу. Наконец, стражники помогали со сбором налогов и избивали крестьян, которые не могли их уплатить.
Когда крепостной крестьянин не хотел служить в армии или гнить в шахтах и сбегал, то стража брала в заложники его семью и начинала поиски. Государство часто перемещало целые народы из далеких или только что завоеванных районов в долину Нила, чтобы те пополнили армию работников. Именно стража останавливала и обыскивала этих людей, проверяла их документы и возвращала их обратно, когда те пытались бежать.
Многие из этих функций стража исполняла и во времена Двенадцатой Династии (с 1938 до 1755 года до нашей эры). Эту династию основал визирь Аменемхет, воцарившийся в результате дворцового переворота. После периода нестабильности и гражданских войн Аменемхет пытался устроить "возрождение", вернуть Египет в его величайшие дни - короче говоря, он хотел "снова сделать Египет великим". Для этого он создал постоянную армию и начал агрессивную экспансию в Нубию. Аменемхет был одержим безопасностью, как внешней, так и внутренней. "Охрана порядка" была возведена в квадрат. Повсюду брели вереницы военнопленных, обреченных на принудительный труд или на что похуже. Их селили в охраняемые днём и ночью бараки. Эксплуатация достигла своего пика.
Описывая жизнь во времена Двенадцатой Династии, египтолог Тоби Уилкинсон говорит: "Ресурсы - человеческие и материальные, местные и чужестранные - должны были тратиться во имя фараона. Люди были просто ещё одним товаром, который можно было перемещать из одного места в другое". Стража была необходима для этих перемещений и для превращения человека в товар. По мере того, как эти процессы усиливались, неравенство росло, а Египет становился всё могущественнее, "охрана порядка" также интенсифицировалась.
Когда это уже закончится?!
"Полиция" древнего Египта не была случайностью. Такая же "охрана порядка" происходила в других расслоенных обществах, например, в Месопотамии, Индии эпохи Маурьев, в Ханьском Китае и в Римской Империи. Во все времена полиция - это наёмники государства, навязывающие право государства приказывать. Они делают это согласно писаным или неписаным правилам, которые определяют, кто, что и сколько получает. Эти же правила определяют, кто существует для кого.
Да, некоторые законы улучшают жизнь некоторых людей. Да, охрана порядка действительно иногда предотвращает какие-то беды. Тем не менее, главной и основной функцией охраны порядка на протяжении тысячелетий было создание и сохранение огромного неравенства и неимоверной концентрации богатства и власти. Сегодня, как и в древнем Египте, полиция защищает систему, которая платит полиции. Эта система господствует, эксплуатирует и давит. Поскольку она является хищником, а не помощником, эта система должна быть уничтожена вместе с её "охраной порядка" (полицией).
С тех пор, как была нарисована картинка со стражником и обезьяной, хватающей подростка, сменилось 175 поколений. 160 поколений сменилось с тех пор, как Двенадцатая Династия создала своё полицейское государство. Тринадцать поколений назад на американском Юге появились рабские патрули. Для прошлого поколения KRS-One кричал "Когда это уже закончится?!" И даже для поколения наших дней, "охрана порядка" уже длится слишком долго.
Стивен Дэвид Энджел
Перевод avtonom.org
Комментарии
Вообще полиция и
Вообще полиция и организацизованная преступность две стороны одной медали.Она как и полиции существующая на бюджетные деньги также заинтересована в существовании государства как забирает деньги у тех кто распрямляется прибавочной стоимость и тоже является своего рода полицией.
Добавить комментарий