Примечание от переводчика: Опыт широкого низового действия в Китае во времена Культурной революции несомненно стоит того чтобы его изучать. По словам современного китайского левого: «В ходе Культурной Революции было множество маоистских повстанческих группировок, которые по своим взглядам приближались к ультра-левым позициям, к идее чистой власти рабочих советов, а не партии. Это движение было совершенно независимо от западных течений и развивалось самостоятельно». Некоторые маоистские организации на Западе, сохраняя верность старым фетишам, типа симпатии к фигуре всем известного грузина с трубкой, на деле смещались влево. При всем при этом в странах Юго-Востока не угасает партизанская война, идущая под знаменем Мао Цзедун — идей...
Для начала уточню, что не принимаю автоматически всё, что несет с собой маоизм (тоже самое и с любой другой идеологией или теорией). Однако, во многом аспекты философии Мао Цзэдуна кажутся мне не только совместимыми с анархизмом, но и содержащими в себе идейную новизну, столь необходимую современному антиавторитарному дискурсу. Неанархистские и даже анти-анархистские работы могут иметь большую ценность для анархистов. Если бы мы полагались исключительно на анархистский анализ, анархистская теория оказалась бы в проигрышном положении. Мы должны быть открыты и самокритичны: нельзя выплескивать ребенка вместе с водой, необходимо держаться подальше от скорых суждений и закостенелых идей. Некоторые из наиболее важных прорывов в анархистской теории и практике произошли совершенно вне анархического движения, которое в массе своей ничего об этих прорывах не знает. Я просто перечислю здесь отдельные положения, которые для меня кажутся наиболее привлекательными в маоизме:
- Стремление быть ближе к народу, находиться в гуще широких масс, крестьян и т.д., делать это реальным, значимым образом. Именно действие на широкой основе, имеющее народный, низовой, коммунитарный и децентрализованный характер и стало причиной того, что маоизм стал чрезвычайно популярен в странах третьего мира, таких как Непал, Индия и Перу. В этом его отличие от других форм марксизма-ленинизма, опирающихся главным образом на фабрично-заводской пролетариат (как правило мужского пола).
- Мао уделял мало внимания предполагаемой необходимости промышленного и технологического развития как предпосылки революции, воззрения идущего от ортодоксального марксистского экономического детерминизма. Он мыслил революцию не как результат хода истории, развития технологий или чего-нибудь подобного, но как явление берущее свои корни в силе воли людей, желающих революции и готовых ради нее на всё.
-
Концепция Мао "от народа к народу". Он утверждал, что революционный авангард (термин используется в неавторитарном смысле, означающее «передовое меньшинство») должен идти непосредственно к народу, в деревни, города, общины, жить и учиться непосрдественной жизни людей, разговаривать с обычных людей, выяснить их потребности, желания, цели, стремления, таланты, способности, идеологию и образ мыслей, чтобы затем сформулировать революционную теорию так чтобы она была понятной людям и отвечала их повседневным потребностям. Вот как её описывает Мао:
"Это означает: взять идеи масс (рассеянные и бессистемные идеи) и сконцентрировать их (сконцентрировать и систематизировать посредством анализа), затем пойти в массы и пропагандировать, объяснять эти идеи массам пока они не примут их как свои собственные, крепко держаться за них, и претворять их в жизнь, проверить правильность этих идей на практике. Затем заново собирать и сконцентрировать идеи масс и вновь идти к ним, для старательного продвижения и реализации этих идей. И так, двигаясь снова и снова по бесконечной спирали, идеи становятся все более правильными, каждый раз приобретая большую ценность."["Некоторые вопросы о методах руководства "(1 июня 1943 г.), Избранные произведения, т.. III, с. 119].
Анархисты часто грешат чрезмерным употреблением пустых трескучих фраз и жаргона, непонятного обычным людям. Излишне говорить, что идеи "от народа к народу" явно не хватает анархизму, а маоистская модель может стать ценной для анархистской теории и практики. - Маоистская эпистемология, в особенности идеи о «критике/самокритике». Существует немало параллелей между ней и идеями критического рационалиста Карла Поппера о "домыслах и опровержениях". Это подразумевает критику, выяснение и анализ всей иррациональности, мистики, власти и господства, как постоянный процесс рациональной критики и размышления. Маоистская эпистемология также видит принуждение вредным для роста знаний, считает лучше, когда обходятся без них, применяя критику и убеждение. Мао пишет: «Единственный способ решать вопросы идеологического характера или спорных вопросов в народе - это применять метод обсуждения, критики, убеждения и воспитания, а не метод принуждения или репрессий».
- "Революция в революции". Для маоизма, революция — это продолжительный, непрерывно разворачивающийся процесс, никак не одиночный социальный взрыв, как для некоторых анархистов. Китайская культурная революция длилась 10 лет! (На основании того что я прочитал, могу сказать что коллективизация в китайской революции 1966-1976 была добровольной. Полагаю, что совсем не далеко от истины то положение, что большинство китайцев действительно привлекал маоизм, что они имели реальное желание и энтузиазм воплотить его в жизнь). Победа революции или гражданской войны не может означать конца революции, это только начало. Развитие должно постоянно идти во всех областях общественной жизни: в науке, философии, экономике, сельском хозяйстве, культуре и межличностных отношениях. Нужно непрерывно идти вперед, для увеличения счастья человека, удовлетворения его потребностей, нужд и желаний. Этот активный и оптимистический подход "действует как мощная психо-эпистемологическая вакцина не только против пессимизма и пораженчества, но и против догматизация и застоя, поощряет [.] открытость новым знаниям и подходам". ("Pancritical Rationalism: An Extropic Metacontext for Memetic Progress", Max More).
-
Маоизм делает акцент на культуру и межличностные отношения. Здесь нет того отнесения вопросов расы, пола, возраста и отношений к вторичной категории как незначительных, в пользу более основательного классового вопроса, господствующего в Советском Союзе и среди значительной части левых. Мао же придавал им немалое значение. Для него культура имела важное значение, и его политикой в отношении культуры был лозунг: "пусть расцветают сто цветов", что отличалось от традиционной марксистско-ленинской линии «социалистического реализма». Мао решительно осуждал ограничение искусства и культуры, а также поддерживает свободное творчество и решение проблем посредством "свободной дискуссии". Вот пример взглядов Мао в отношении культуры, искусства и эстетики:
"Курсы «пусть расцветают сто цветов» и «пусть соперничают сто школ» стимулируют развитие искусства и прогресс науки, стимулируют процветание социалистической культуры в нашей стране. В искусстве могут свободно развиваться разные формы и жанры, в науке могут свободно соперничать разные школы. Мы считаем, что принудительное распространение одного жанра, одной школы и запрещение другого жанра, другой школы силой административной власти нанесёт вред развитию искусства и науки. Вопрос о правде и неправде в искусстве и науке должен разрешаться путём свободной дискуссии в кругах деятелей искусства и науки, должен разрешаться путем практики в искусстве и науке, а не должен разрешаться упрощенческими методами.”(27 февраля, 1957), 1-й карман изд., Стр. 49-50.] - Анти-реформизм и анти-парламентаризм (по большей части). Маоизм культивирует методы прямого действия, а не бесплодные апелляции к государству. Уделяется внимание борьбе с тюрьмами, полицией, делается ставка на вооруженную борьбу против государства, в отличие от троцкистов занятых профсоюзами и различными протестными кампаниями. Хочу отметить что Мао был массовым убийцей -государственником, уничтожившим больше людей, чем кто-либо другой в истории, больше чем Гитлер и Сталин. Он не обходился без помощи тюрем, полиции, концлагерей, сфальсифицированных процессов, он терроризировал и уничтожил огромное число людей. Я ни в коей мере не "маоист" в традиционном смысле. Я лишь считаю что многие аспекты маоистской философии стоят переосмысления и повторного использования. Ничто в этом мире не может быть "полностью хорошим" или "полностью плохим", от каждого явления можно взять нечто полезно, поэтому я беру хорошие части маоизма и отбрасываю остальное. Кроме того, существовала большая разница между режимом Мао и народными массами, усердно работавшими над созданием свободного общества.
Китайский народ сделал попытку создать совершенно новый образ жизни, новую культуру, новое свободное общество. Основой этого было мировоззрение Мао, отвечавшее чаяниям народа и потому популярное у него. Сегодня эти идеи пытается воплотить в жизнь народ Непала, в настоящее время повстанцами контролируется большая часть сельских районов страны. Если маоистам там действительно удастся захватить власть (что маловероятно, учитывая существование правительств Китая, Индии, Непала и США, протягивающих свои руки к горлу мятежников), то они наверняка создадут авторитарное государство, не отличающееся от тех что были у Мао, Пол Пота и Хо Ши Мина.
Власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно, без четкой и последовательной антигосударственной позиции, это действительно неизбежно. Нет никакой разницы в том кто захватывает власть:социалисты, монархисты, республиканцы, фашисты, или анархисты. (Речь в данном случае идет об "анархо"-синдикалистской федерации труда в гражданской войне в Испании 1936-39, CNT-FAI, создавшей свои собственные тюрьмы, концентрационные лагеря, и полицейские силы, и в конечном итоге вошедшей в правительство). Но независимо от авторитарного наследия, которое обычно связывается с маоизмом и китайской революцией, опыт Китая и Непала был и остается для народных масс новаторским, решительным и смелым. Этот опыт воспринимается как рождение новой жизни, нового мировоззрения, как реальный освободительный эксперимент общественных низов.
Комментарии
Если это перевод, то почему
Если это перевод, то почему нет ссылки на оригинал?
Добавить комментарий