Не нова мысль, что сегодня большие проекты переустройства мира переживают упадок. В ХХ веке могучие движения-драйверы мобилизовали миллионы людей на штурм политических олимпов и «великие стройки». Но в течение прошлого столетия они одно за другим обанкротились этически и практически и вскоре сошли на нет. Здесь в первую очередь припоминаются фашизм и коммунизм ленинского типа. Даже кажущийся триумфальным либеральный проект по сути просто растворился в глобальной капиталистической системе и мировой политической игре, в которой тут и там действуют отнюдь не либеральные механизмы.
Из амбициозных идеократов, дерзающих перестроить мир в соответствии со своими убеждениями, сегодня громко слышен, пожалуй, лишь голос джихадистов. Однако исламизм очевидно, не тот большой проект, с которым может примириться человек анархистского мировоззрения.
Провальные глобальные планы на излёте ХХ века породили глубокий пессимизм и паралич идеи преобразований. Однако первые десятилетия века нового явственно показали, что «конец истории» отменяется. Проявили себя растущие нестабильность, непокорство и неуправляемость. Количество антиправительственных выступлений под самыми разными лозунгами и флагами возросло на несколько порядков по сравнению с предшествующей эпохой.
Вместе с этим остро ощущается потребность в кардинальных переменах в как можно более широких территориальных масштабах. Как и прежде, нам необходим новый мир. Едва ли не всё сущее в обществе — неприемлемо и не может служить рамкой настоящего и будущего.
Но какой будет преобразившаяся реальность? Звучат неприглядные пророчества «дивного нового мира», целиком управляемого элитами постчеловечества, или, напротив, нового феодализма и большого раскола, сопровождаемого всплеском брутальной жестокости. С этими картинами соседствует и перспектива глобальной экологической катастрофы. Но параллельно с разнообразным мрачняком всё отчётливее и чаще проявляет себя иной тренд. Это стремление к прямой демократии, равноправной коллективности, искоренению неравенства и притеснений, а также поиску гармоничного сосуществования с природой. Эта тенденция всё ещё как бы «разлита» по многим общественным течениям и не оформлена в единый поток. Тем не менее, она вызывает обратно к жизни актуальность анархизма.
Во времена, когда все прочие миссионеры показали себя обманщиками или маньяками, пришла пора анархистам вспомнить о своей миссии и вновь заявить о своём глобальном проекте. Как можно очертить его возможные общие черты?
Демонтировать Мегамашину
Современное массовое общество скучено в гигантских урбанистических агломерациях. Львиная доля человеческой жизни контролируется и направляется законами государств, а также капиталистическими отношениями в сфере производства, обмена и потребления. В результате современный человек оказывается в ситуации объекта, манипулируемого гигантскими машиноподобными силами. При этом мы погружены в постоянную суету. Современный мир — это сон разума и глубоких чувств, подменённых сиюминутными управляемыми извне желаниями. Это состояние претит человеческой природе, вызывает неудовлетворённость, а вслед за ней — жажду иного.
Но монструозные тяжёлые громады государств вызывают в нас страх и сомнения: можно ли вообще высвободиться из-под их железной пяты? Бесконечная купле-продажа, пронизывающая миллионом нитей нашу повседневность, усугубляет нашу зависимость и, что ещё хуже, подспудно, словно изнутри, коррумпирует и развращает нас.
И всё же сам ход жизни толкает человека к восстанию. А накопленный исторический опыт учит нас, что даже самые казалось бы всесильные социальные системы рушатся как карточный домик причём порой совершенно неожиданно. Это отправные точки нашей борьбы против господствующего порядка. Сокрушить и демонтировать Мегамашину — такова амбициозная задача анархистского движения.
Новая общинность
Сегодня мы видим прогрессирующую атомизацию и ослабление коллективных связей. Соседи всё реже знакомятся, а порою и вовсе избегают друг друга. Шумные семейные торжества становятся всё более редкими и принуждёнными.
Причины этого болезненного социального явления комплексны и вычленить главные не так просто. Здесь и растущая сфера индивидуальных развлечений, и общий курс на индивидуальный комфорт, которому всегда угрожает «излишняя» близость общения, и пресловутый эгоизм, органичный для рыночного капиталистического общества и превращающий любые связи во временное взаимодействие двух потребителей с целью взаимной выгоды. Всё большую популярность в обиходе приобретает слово «партнёр», которое в русском языке имеет отчётливо отчуждённые нотки и выступает как своего рода антоним таким понятиям, как любимый, друг, товарищ…
Мы считаем кризис коллективности, совместного бытия людей одним из наиболее катастрофических последствий капитализма и государственности. Помимо нравоучений чисто этического свойства анархическая революция имеет и конкретный институциональный инструмент создания того, что мы можем назвать «новой общинностью». Это народные собрания, ассамблеи, коллективные органы самоуправления и субъекты хозяйства. Когда клещ Системы, запустивший свои присоски глубоко в социальную ткань и отделяющий нас друг от друга, будет вырван прочь из тела общества — мы окажемся перед лицом НЕОБХОДИМОСТИ воссоздать наши тёплые горизонтальные связи и соединиться узами солидарности.
Коллективное созидание общественной жизни будет представлять собой разительный контраст с современными социальными практиками. Чего только стоит нынешняя инициатива российских властей организовать голосование по почте — теперь даже имитация выбора, возможно, не соберёт эту толпу посторонних друг другу людей у избирательных урн.
Да, мы планируем собраться вместе, чтобы принимать решения, чтобы готовить пищу на людных и шумных кухнях, а не получать её в стерильных пакетах доставки, знакомить своих детей со сверстниками на улице, а не только усаживать их смотреть мультик в одиночестве... Деградация человечности, стремительно разворачивающаяся на наших глазах, может и должна быть прекращена.
Экономика
Управление людьми с целью личного обогащения, восприятие всего живого и неживого в мире в качестве ресурсов для извлечения прибыли, патологическая роскошь ничтожного меньшинства и обездоленность подавляющего большинства — это лишь несколько штрихов, наиболее ярких иллюстраций, характеризующих современную экономическую модель. Её сущность диаметрально противоположна тому, что мы считаем правильным и справедливым. Весь ворох причин отвергнуть капитализм можно свести к двум основным тезисам: 1) эта экономическая система неэтична, несправедлива, унизительна; 2) она не в состоянии обеспечить достойный материальный уровень для всех.
Товарно-денежные отношения, наёмный труд, инвестиции, банковские кредиты и проценты — так глубоко въелись в нашу повседневность, что избавиться от них порою кажется нереальным. Словно без этого набора немедленно наступит голод и упадок.
Но у нас есть, что противопоставить «тренду»: это трудовые ресурсы человека (сегодня многие тысячи людей тратят своё трудовое время впустую из-за феномена бессмысленных работ (bullshit jobs); рабочий опыт трудящихся, который позволит им поддерживать хозяйство без начальников; технологии, позволяющие обществу регулировать систему производства и распределения в соответствии со своими потребностями и ценностями… Этого должно вполне хватить для того, чтобы передать хозяйство из рук элиты в руки общества, обеспечить равноправное управление производством людьми труда и воплотить в жизнь принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям».
Миссия анархистского движения состоит в том, чтобы словом, делом, примером укоренить в обществе понимание принципов экономической справедливости и, свергнув государство и капиталистов, «расчистить пространство» — обеспечить социально-политические условия для её воплощения в жизнь.
Искоренение дискриминации
Современное общество исполнено дискриминации по самым разным признакам. Существует множество свойств и особенностей, по которым человек или группа могут быть ущемлены. Причины тому: вековые или новые предрассудки, принцип коллективной ответственности, а также отчуждение людей друг от друга в мире, пронизанном капиталистическими отношениями.
Предрассудками и коллективной ответственностью умело манипулируют недобросовестные политики, тогда как отчуждение есть «побочный» эффект всей нынешней системы.
Один из древнейших и наиболее болезненных для человеческого бытия видов дискриминации — гендерное угнетение. Несмотря на то, что в Восточной Европе, как и в «Западном мире» ситуация заметно изменилась по сравнению с открыто патриархальным прошлым — женщины по-прежнему остаются угнетены. Об этом говорят данные по домашнему, сексуальному и гендерно обусловленному насилию и разница в средних доходах. Сохраняют свою силу практики и модели поведения, принижающие женщину. Яркий пример: установка «Политика — не женское дело». Таких незаметных камней актуальной культуры, не дающих женщине раскрыть свой человеческий потенциал, в нашей социальной реальности множество.
И ещё одна деталь, которой не так часто уделяют внимание, хотя она одна из важнейших. Взаимоотношения между всеми людьми в целом тяжело отравлены гендерными стереотипами и базирующимся на них взаимном потребительском отношении и эгоизме. Из-за этого даже самые казалось бы близкие связи приносят людям боль и несчастье, а не наоборот. Капиталистическое и авторитарное мировоззрение не даёт родиться подлинной близости.
Миссия анархизма в том, чтобы достигнуть подлинного сестринства/братства между людьми поверх любых групповых особенностей. Для этого у нас есть разные инструменты: 1) совместная практика созидания общества и управления им, требующая равноправного сотрудничества и взаимной теплоты всех участников процесса; 2) революционная политическая культура, требующая сознательного активного вовлечения представителей всех угнетаемых групп в совместную социальную работу; 3) наконец, просвещение и ликбез, помогающие оставить в прошлом предрассудки.
Таким образом амбиция анархистского проекта в том, чтобы, искоренив дискриминацию, оздоровить межличностные отношения и, как бы уязвимо это ни звучало, вернуть любовь к ближнему в нашу жизнь. Капитализм и Авторитарность как социальные феномены стоят преградой на этом пути. Эта преграда не является непреодолимой.
Разрешение национальных конфликтов
С незапамятных времён человеческое общество сотрясали и терроризировали ожесточённые столкновения, поводом к которым служили этнические или национальные культурные различия. В нагрузку к ним добавлялись и совсем иные критерии: религиозные, расовые. Особого накала межнациональные и межэтнические конфликты достигли в эпоху национальных государств, которые и по сей день являются основной формой политической организации человечества. С их появлением с крайней остротой начал ставиться вопрос, какая нация является «титульной» в том или ином государстве? Какая земля «по праву принадлежит» той или иной национальной группе? Результатом стали бесчисленные страдания миллионов безвинных людей: принудительная ассимиляция, массовые депортации и, наконец, зверские акты массового убийства. После всего пережитого национальные конфликты по-прежнему ярко вспыхивают во всех частях света.
Едва ли какие-либо иные мнимые противоречия в истории человечества влекли за собой столь чудовищные последствия как «противоречия» межнациональные. В основе национальных конфликтов зачастую лежат интересы национальных политических и экономических элит, государственных бюрократий, а также — самые невежественные предрассудки и искажённые представления о собственных соседях - «других», представителях иных национальных групп.
В корне идеи национального конфликта заключён вопрос «Мы или они?» Анархизм предлагает альтернативу: «И мы, и они — вместе и на равных». Отрицая национальное государство, которое есть не что иное, как инструмент угнетения и несправедливости — анархисты открывают путь конфедерации: равноправной кооперации народов на всех территориях. Одна и та же земля может быть и сербской, и албанской; и армянской, и азербайджанской… список бесконечен. Равенство и самоуправление, социальные столпы анархизма, — обязательные условия плодотворного и доброжелательного диалога культур. Потребность в этом диалоге не ослабла, а, напротив, усилилась в XXI веке.
Регармонизация с природой
То, что капитализм и вообще постоянно расширяющееся человеческое хозяйство и потребление крайне разрушительно влияют на природу — давно стало общеизвестной банальностью. Как и понимание, что такой вектор развития грозит гибелью планете и человечеству.
Мы хотели бы взглянуть на проблему глубже. Антропоцентрическое мировоззрение, господствующее ныне, и обусловленный им способ жизни — это частный случай иерархического отношения к миру и бытию в целом. Природа - «мастерская человека»… Этот взгляд не является ни естественным, ни этичным, ни приемлемым. Подлинное освобождение человечества не может состояться без преодоления отчуждения от природы и обретения гармонии с ней.
Какие экологические меры способен предложить анархизм? Современные технологии должны быть перенацелены с максимизации прибыли на сбережение и восстановление природы в сочетании с обеспечением достойных материальных условий жизни для всех. В идеале экстенсивное расширение разрушительного влияния человека на природу должно быть полностью преодолено. Знания и возможности, накопленные человечеством, позволяют выполнить эту задачу или во всяком случае продвинуться близко к её выполнению.
Крайне важна реорганизация жизненного пространства, изживание монструозного мегаполиса как формы человеческого общежития. Поселение должно быть соразмерно человеку, как бы субъективно это ни звучало. Безжизненный антропогенный ландшафт, отрезающий человека от природных комплексов, должен уступить место гармоничной включённости поселения в ландшафт естественный, сплетению природного и человеческого.
Здесь и сейчас
Тотальная неприемлемость нынешнего (не)бытия… и очертания обновлённого мира словно вещие грёзы будоражат наши умы и сердца. Таковы точки мобилизации, что не дают нам опустить руки и смириться. Вот почему мы готовы прикладывать усилия, рисковать, жертвовать, чтобы создать новое общество. Организованная революционная борьба — это путь, по которому мы достигнем цели, очерченной в этом тексте. Победа возможна, и значит мы должны победить.
Фил Кузнецов
Комментарии
Сильные слова, идя жива. В
Сильные слова, идя жива. В последнее время все погрязло в частностях и сиюминутных новостях, таких текстов не хватает.
Все же хотелось бы понять, почему рост стихийной анархичности протестных движений по всему миру не приводит к ни росту популярности анархизма, ни к росту анархистского движения? Почему есть ощущение, что анархисты на грани исчезновения после не менее чем 40-летней деградации?
Мне кажется, это ключевой вопрос, без ответа на который невозможно двигаться дальше.
Возможно, способ мышления и сам ритм жизни в ультра динамичеком цифровом мире слишком высок для существований в нем идеологий?
По-моему, всё банально.
По-моему, всё банально. Представления об анархизма у населения "весьма общие". Современных анархистов давят государства, да и без этого нет ярких личностей, за которыми бы потянулись люди. Образ анархизма для людей не является привлекательным. Знаю по своим родственникам, что они, закопавшись в мелких делах, не готовы думать о каких-то великих целях. Стремятся сохранить личное благополучие. Анархисты должны в первую очередь мыслить самостоятельно, для воплощения идей надо что-то делать. Для современных людей, жующих жвачку инстаграмов, это тяжело.
Анархія - це не політичний
Анархія - це не політичний проект, а філософська концепція. Політика-це управління державою. Анархізм характеризуэться політичним атеізмом.
Я личность анархическому
Я личность анархическому движению посторонняя – не враг, но и не друг. Впрочем, отношусь скорее хорошо, чем плохо. Анархизм мне интересен как одна из возможностей (хотя и самая маловероятная) дальнейшего развития человечества. Поэтому ищу современную трактовку анархизма, как можно более научную и теоретически обоснованную. К сожалению, быстротечность человеческой жизни и недостаток свободного времени, равно как и необозримый объем источников информации, не дают мне (а вероятно и очень многим) возможности изучить анархизм детально и основательно, по многотомникам на языках оригиналов. Почему и вызывают закономерный интерес подобные краткие, цельные и обобщающие статьи.
Однако по существу статья представляет собой набор благих пожеланий и прекраснодушных лозунгов (как и вообще все анархическое учение). Все перечисленные проблемы современной цивилизации – господство бесчеловечной буржуазной системы, превращение личности в объект и средство наживы, дискриминация, национальный вопрос и прочее - все это только следствия единой причины. В основе - биологическая неспособность Homo sapiens к достаточному уровню эмпатии, то есть сочувствия, сопереживания, сострадания, и нравственного единомыслия.
Оговорюсь сразу – единомыслие я понимаю единственно как единство мнений в вопросах «что такое хорошо, и что такое плохо». Хорошо – стараться понять других, хорошо – помогать, если просят, хорошо – не мешать другим. Плохо – причинять друг другу вред, издеваться и убивать. Это самое главное, по-моему, остальное не так существенно. Для начала – вполне достаточно. Ведь если бы все люди разом (или по крайней мере большинство) напрочь исключили из сознания возможность убивать друг друга, исчезли бы войны. А это, согласитесь, немало…
По моему мнению, для совершенного, нравственно высокого общества необходим и чрезвычайно высокий уровень эмпатии и этики. Если человек – закономерный природный продукт саморазвития материи (дарвиновской эволюции), а не творение некоего сверхразума (божественной силы), то надо признать, что Homo sapiens в его нынешнем виде НЕ приспособлен для создания совершенного бытия и пребывания в нем. Человеческий разум через меру отягощен дикими животными инстинктами и через меру наделен внутривидовой агрессией. Уровень же эмпатии слишком низкий. Именно несоответствие животной природы человека необходимому уровню этики и эмпатии, необходимых для подлинного Царства Разума и рождает все противоречия, противостояния и – угнетение меньшинством большинства, вражду по животному признаку (национальности), вражду по половому признаку, и прочая, и прочая.
Нужно посмотреть правде в глаза. Человеческая природа зла и несовершенна. Она приспособлена под пещеру. Теперь пещерные инстинкты царят в мегаполисах. Не мегаполисы зло, зла пещера в человеке. Люди – это несовершенные биохимические нейросети, с избыточной агрессивностью к своему виду, лишенные в силу эволюции сходного стереотипа «хорошо и плохо». Плюс отрицательные воспитание, обычаи и пропаганда. Разум враждебен природе, природа враждебна разуму. Природа – пожирание, разум – созидание. Отсутствие единомыслия ведет к неумению и невозможности людей думать, чувствовать и поступать согласно. Без чего невозможно никакое строительство СВЕТЛОГО будущего. Я считаю, что развитие человека уперлось в эволюционный потолок, и не способно создать принципиально новое общество, используя прежние, привычные материалы и методы. Но как построить светлое будущее? Человек никогда не «желаемое», а всегда «действительное» (на чем и споткнулся великий Карл Маркс, возжелавший построить светлое будущее из среднестатических москвичей Воланда). Анархизм в его полноте и относительно нынешнего бытия – это сверх-бытие. И для сверх-бытия нужен сверх-человек. Есть ли такие люди в природе? Пожалуй, да. По крайней мере, близкие к идеалу сочувствия и добра. Попадались мне такие. Но подобные люди – исключение, их невероятно мало, и они не делают погоды. Не мегамашина создает человека, человек создает мегамашину. Не надо ломать мегамашину, надо менять человека. Злая машина исчезнет, когда изменится человек. Ломает – природа, разум - созидает.
Вопрос не в том, как хорошо желаемое, а в том, КАК из убогого действительного сделать прекрасное желаемое. Можно? Можно! Но… Чтобы сделать из чурбака стул, нужен столяр с инструментом и чертежом стула. Сам себя чурбак в стул превратить не может. Вопрос – кто он, и где он, этот самый волшебный мастер? Вопрос к анархистам: - У вас есть этот инструмент и этот чертеж? Возможно, киборгизация поможет, вопрос лишь в том, в чьи светлые головы и чистые руки попадет переделка нынешней зловредной сути человека…
P.S. Кстати, об анархии. Почти все мои случайные и не очень собеседники, которым я (безо всякого злого умысла) задавал простой вопрос – «а что такое анархия и кто такие анархисты?» – обыкновенно крутили головами или у виска, давали один и тот же по смыслу и существу ответ: «Это такие расхристанные волосатики, которые не хотят работать, а хотят безобразничать и с бомбами бегают».
С моим комментарием многие не согласятся. Что делать! Отсутствие единомыслия - закономерное явление, природа стремится к разнообразию, для нее это вопрос жизни. Вопрос же жизни для Homo sapiens в том, чтобы стать ВЫШЕ природы, но… В результате мы с вами разойдемся, оставшись при своих мнениях и вдобавок преисполненные досады друг на друга из-за недостатка эмпатии и этики, и вернемся в исходную точку столь презираемого нами несовершенного бытия. Чтобы, возможно, когда-нибудь понять, рано или поздно, что несовершенное бытие – это небытие.
Добавить комментарий