11 августа 2012 г. исполнилось 130 лет со дня рождения Волина. Всеволод Михайлович Эйхенбаум (Волин) (11 августа 1882— 18 сентября 1945) — известный русский анархист, один из создателей первого Петербургского Рабочего Совета, участник махновского движения, автор книги по истории Великой русской революции "Неизвестная революция". Подробнее о его биографии можно узнать здесь: Пол Аврич. В.М. Эйхенбаум (Волин): человек и его книга
Благоразумные, аккуратные и осторожные «социалисты» на каждом шагу упрекают гражданина Ленина в приверженности к анархизму.
Возражение гражданина Ленина сводится всякий раз к одному. Подождите, я еще не совсем анархист.
Анархисты нападают на Ленина за его пристрастие к догме марксизма.
Возражения гражданина Ленина сводятся всякmий раз к одному и тому же. Подождите. Я уже не совсем марксист.
Мы чувствуем, наконец, желание сказать всем, смущающимся в сердце своем. Не тревожитесь и не ждите. Гражданин Ленин — совсем не анархист.
***
Гражданин Ленин утверждает, что в целях свержения буржуазии, необходимо, прежде всего, захватить власть и создать в нем, - в этом новом, революционном государстве, - сильную власть, жестокую «диктатуру пролетариата». В этих целях, гражданин Ленин захватывал, с помощью своей партии, и захватил государство и власть. В этих целях, гражданин Ленин со своими коллегами, проводит «диктатуру пролетариата»...
Согласитесь, что необходимость предварительного захвата, - с помощью политической партии, - государственного аппарата и центральной власти есть одно из основных положений марксизма.
«Да, - кричат благоразумные, аккуратные и осторожные марксисты, - но гражданин Ленин отрицает парламентаризм, отбрасывает Учредительное Собрание, собирается распылить власть по Советам, толкует о коммунизме, делает глазки анархистам... Разве это марксизм? Разве это социализм?»...
***
Анархисты всегда утверждали, что путь к социализму лежит не через организацию масс в политическую партию с целью захвата власти в государстве, а через классовую, беспартийную, боевую самоорганизацию масс с целью непосредственного перенятия всех средств и орудий производства, передвижения и обмена.
Каждый путь имеет свою неумолимую последовательность.
Путь анархизма проходит через самостоятельные организации масс.
Путь марксизма неизбежно проходит через государство, политическую власть и политическую диктатуру.
Путь анархизма проходит через самостоятельные организации масс. «Политическая борьба», - на этом пути, признается лишь как отпор со стороны этих организаций политическому насилию и сопротивлению буржуазии. «Диктатура» на этом пути означает лишь самозащиту со стороны этих организаций.
Русская революция с самого начала пошла стихийно по анархическому пути. Советы, фабрично-заводские организации, крестьянские и иные комитеты должны были быть, по существу, внепартийными, классовыми организациями трудящихся масс. Роль социалистов была — помочь этим организациям выдержать и отбить натиск буржуазии, объединиться и усовершенствоваться, приступить к организованной экспроприации и осуществить переход к социалистическому общежитию.
Но могли ли «марксисты» понять и выполнить эту роль? Конечно, нет. Ибо их путь проходил «по иным землям».
И вот, Ленин и его единомышленники, насилуя природу и логику вещей, отвлекли эти массовые организации от их естественного пути и перетянули их на свой «марксистский» путь.
Путь этот ныне пройден. И что же? Насилие над логикой и правдой вещей дает о себе знать. «Государство», «власть», «диктатура» — трещат, трещат... Массы снова тянуться к оставленной, позабытой дороге... И гражданин Ленин прав, говоря: мы отбрасываем парламентаризм, Учред. Собр., и другое потому, что Революция породила Советы...
Да, Революция породила... Не Советы только, а вообще, — правильное, здоровое стремление к классовой, внепартийной, внегосударственной, неполитизированной организации. В этом стремлении — спасение Революции. И гражданин Ленин был бы прав, если бы признал давным-давно, на заре своей юности, что истинная революция пойдет именно этим путем. Увы, он был в это время «чистым марксистом»...
А теперь?.. О, конечно, все более и более сознательные анархические тенденции масс смущают его. С прежнего пути — массы уже свели гражданина Ленина. Он уступает, он сдается, он оставляет «государство», «власть», «диктатуру» лишь на час, на минуту, на «переходный момент»... А потом... потом анархизм, почти анархизм, советский анархизм, ленинский анархизм...
И благоразумные, аккуратные и осторожные «марксисты» в ужасе кричат: «Вы видите? Вы слышите? Вы понимаете? Ведь это ужас! Разве это марксизм? Разве это социализм?»
Но, Бог мой! Разве вы не предвидите, граждане социалисты, что скажет Ленин, когда нынешняя власть укрепится и станет возможно не прислушиваться к голосу масс?
Он вернется на свой привычный, проторенный путь. Он создаст самое подлинное «марксистское государство». И он, в торжественный час окончательной победы, скажет: «Вы видите, господа? Я опять — совсем марксист».
Остается только один, главный вопрос: не станут ли массы, ранее этого блаженного часа, «совсем анархистами», не помешают ли они гражданину Ленину вернуться к «совсем марксизму»?
Ленин и анархизм
(Голос труда № 5, 29 января 1918 г.)
Комментарии
Ну не долго Ленин заставил
Ну не долго Ленин заставил ждать ответа)))
Добавить комментарий