История истинной цивилизации: это не про памятники

Мы перевели для вас статью Дэвида Уэнгроу, профессора сравнительной археологии в Университетском Колледже Лондона, о том, что же такое истинная цивилизация. Уэнгроу много писал в соавторстве с недавно умершим антропологом и анархистом Дэвидом Грэбером. Avtonom.org уже публиковал их совместные тексты раннее.

Цивилизация вернулась. Но это больше не олицетворение "Ренессансного человека" или "Запада", или обществ, обладающих письменностью. Цивилизация - это способ говорить о человеческой истории в целом. От наскальных рисунков в пещерах Ласко до новейших выставок в Музее Современного Искусства Нью-Йорка - цивилизация связывает человеческую историю воедино.

Но как минимум в одном ключевом аспекте концепция цивилизации остаётся фундаментально "элитарной". Это всё ещё что-то из галерей, музеев и списка Мирового наследия ЮНЕСКО. Это скорее ценные рисунки, предметы и постройки, чем живая человечность. Доисторические каменные сооружения Гёбекли-Тепе (сейчас там, на границе Турции и Сирии, открыт исторический парк) - преподносятся то как Эдемский сад, то как колыбель цивилизации и первый храм в мире. Мы всё ещё хотим, чтобы цивилизация возвышалась над  будничной человеческой реальностью её создателей и хранителей. 

В неблагополучных регионах вроде турецко-сирийской границы такие памятники быстро становятся алтарями, на которых приносят в жертву настоящие человеческие жизни.

Важно отметить, что всегда существовали также и другие подходы к пониманию "цивилизации". Французский антрополог ХХ века Марсель Мосс считал, что значение цивилизации не следует сводить только к техническим или эстетическим достижениям. Это также и не определённая стадия культурного развития общества ("цивилизация" против "варварства" и так далее). Безусловно, цивилизация находит свое отражение в предметах материального мира, но в первую очередь она относится к потенциалу самих человеческих сообществ. По мнению Мосса, цивилизация - это то, что происходит, когда отдельные общества взаимодействуют материально и духовно, преодолевая границы, и таким образом формируя прочные отношения, которые преодолевают различия. Всё это выглядит как абстрактная дискуссия, но это не так. Давайте я попробую объяснить.

Прошло уже около четырёх лет с момента появления на Ближнем Востоке ДА́ИШ или ИГИ́Л как вооружённой силы. ИГИЛ методично уничтожал или продавал предметы древности, что наиболее ярко выразилось в нападении в 2015 году на Пальмиру - древний караванный город в Сирии, памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. Во время оккупации Исламским Государством римский театр в Пальмире стал сценой для вопиющих зверств, включая публичное обезглавливание Халида Асаада, жителя современной Пальмиры и директора её музея. Весной 2016 года, после (как оказалось, временного) освобождения при поддержке России, Пальмира принимала в своих стенах Мариинский симфонический оркестр. Аудитория, состоящая из российских солдат, слушала музыку Баха, Прокофьева и Щедрина. Мероприятие было призвано представить конкретную, и, как мне кажется, неверную идею цивилизации. Президент России Владимир Путин через прямую трансляцию из Москвы говорил о "части наследия человечества". Веками Пальмира открывала свои врата перед самыми разными иноземными богами. Русский исследователь древней истории Михаил Ростовцев писал в 1932 году: "Всё особенное в особенном городе Пальмире". И тем не менее, сложно придумать что-то более особенное, чем эти события 2015-2016 годов. 

Что было "цивилизованного" в том, чтобы исполнять музыку Прокофьева в красивых развалинах одного древнего сирийского города, когда в это же время бомбили мирное население другого такого же города чуть севернее - Алеппо? Древние храмы Пальмиры создавались не как произведения искусства, которые праздно созерцают и восхищаются. Точно так же и пещеры Ласко или Фон-де-Гом не создавались как художественные галереи, а Гобёкле-Тепе не был доисторическим вариантом Сикстинской Капеллы. В древности эти культовые объекты требовали реальных жертвоприношений и кажется, будто теперь они требуют этого снова.  Такие жертвы как будто связаны с нашим современным пониманием "наследия", "искусства" и "цивилизации", и  мы слишком редко думаем об этих связях. А они могли бы рассказать нам о том, что всё это и есть наши современные боги - боги Глобального Севера.

Когда говорят о "древних цивилизациях", то обычно имеют в виду Египет фараонов, Перу инков, Мексику ацтеков, Ханьский Китай, Римскую Империю, Древнюю Грецию, или другие ранние общества того же масштаба и монументальности. Всё это были общества с сильным классовым расслоением, связанные воедино посредством авторитарного управления, насилия и радикального подчинения женщин. Жертва - это тень, скрывающаяся за этой концепцией "цивилизации". Это жертвование свободой или самой жизнью во имя чего-то недосягаемого - идеи мирового порядка, сакрального правления, благословения от всех этих ненасытных богов.

В этом определённо что-то не так. Слово "цивилизация" происходит из совершенно иных источников и идеалов. В древние времена слово "civilis" означало те качества политической мудрости и взаимопомощи, которые позволяли обществу организоваться через добровольное объединение. Современный Ближний Восток даёт нам много вдохновляющих примеров. Летом 2014 года союз курдских военных подразделений прорвал осаду горы Синджар в Ираке, обеспечив безопасный проход, еду и укрытие для тысяч езидских беженцев. Сейчас, когда я пишу эти строки, население Мосула на разрушенных войной развалинах воздвигает новый город: улицу за улицей, при минимальной поддержке государства.

Взаимопомощь, общественное сотрудничество, гражданский активизм, гостеприимство или просто забота о других: вот то, что действительно имеет отношение к созданию цивилизаций. И в таком случае, мы только начинаем писать истинную историю цивилизации. Эта история может начинаться с того, что археологи называют "культурными областями" или "сферами взаимодействия", обширными зонами культурного обмена и инноваций, которые заслуживают куда более значимого места в истории цивилизации. На Ближнем Востоке корни этих сфер взаимодействия уходят во времена около 10 тысяч  лет до нашей эры: конец последнего ледникового периода. За тысячелетия до появления городов (около 4000 лет до нашей эры) сельские сообщества  "Плодородного Полумесяца" уже имели общие базовые представления о социальном порядке. Материальные свидетельства общих форм домашнего быта, ритуалов и гостеприимства открывают нам всю глубину истории цивилизации. В каком-то смысле это вдохновляет куда сильнее, чем памятники.  Возможно, самыми важными находками современной археологии станут эти далеко раскинувшиеся сложные сети сотрудничества: ведь раньше ожидали найти лишь отсталые и изолированные "племена".

Эти небольшие доисторические сообщества сформировали цивилизации в подлинном смысле этого слова, как расширенные духовные общности. Без постоянных царей, бюрократов или профессиональных армий они продвигались вперёд в математике и составлении календарей, в обработке металлов и выращивании оливок, винограда и финиковых пальм. Они изобрели разрыхлитель теста и ячменное пиво. Они придумали основные технологии работы с тканями и корзинами, гончарный круг, обработку камня и бисероплетение, парус и морскую навигацию. Посредством торговых и дружеских связей они распространяли эти бесценные дары истинной цивилизации. Археологические находки последнего времени позволяют нам всё лучше и лучше понимать, как сплеталась эта ткань цивилизации: как она пересекала равнины Ирака, как это веретено мелькало туда-сюда между берегами Чёрного и Средиземного морей, от подножий Тавра и Загроса к болотистым берегам Персидского залива. Понимаемая таким образом цивилизация образует культурное полотно потрясающей сложности и величия. Оно не имеет центра и предопределённого финала; оно сплетается из миллионов тесных социальных связей.

Сразу видно, что женщины - их труд, их тревоги и изобретения - находятся в центре внимания этого более точного понимания цивилизации. Исследования места женщины в бесписьменных сообществах часто обращаются к следам, оставленным (буквально!) в ткани материальной культуры: например, в раскрашенной керамике, чьи сложные декоративные узоры подражают одновременно структуре ткани и женским телам. Также сложно поверить, что сложное математическое знание, представленное в ранних клинописных источниках или в планировке городских храмов, просто появилось из ничего в мозгу писца-мужчины, подобно Афине из головы Зевса. Гораздо более вероятно, что это знание накопилось ещё в дописьменные времена, посредством конкретных практик прикладных вычислений и геометрии ткачества и бисероплетения. То, что до сих пор называлось "цивилизацией", вполне может оказаться гендерной аппроприацией более ранних систем знания, в центре которых были женщины. Мужчины просто запечатлели свои притязания в камне.

Именно с этой точки зрения мы можем увидеть подлинную историю живой цивилизации. Она началась задолго до самых первых монархий или империй, и она сопротивляется даже самым жестоким вторжениям современных государств. Это цивилизация, которую мы действительно можем распознать, когда увидим её, попробуем её, коснёмся её - даже в эти тёмные времена. Нет никакого оправдания разрушению древних памятников. Но давайте не будем путать эти памятники с живым пульсом цивилизации, который часто живёт в том, что сначала кажется незначительным, будничным и бытовым. Именно там мы и найдём цивилизацию, спокойно пульсирующую и ожидающую рассвета.

Дэвид Уэнгроу

Перевод avtonom.org

Добавить комментарий

CAPTCHA
Нам нужно убедиться, что вы человек, а не робот-спаммер. Внимание: перед тем, как проходить CAPTCHA, мы рекомендуем выйти из ваших учетных записей в Google, Facebook и прочих крупных компаниях. Так вы усложните построение вашего "сетевого профиля".

Авторские колонки

Востсибов

В 2010 году, как можно найти по поиску на сайте "Автономного действия", велась дискуссия по поводу анархистской программы-минимум. Разными авторами рассматривалось несколько вариантов. Все они включали в себя с десяток пунктов, необходимых по версиям авторов. Понятна в целом необходимость такой...

2 месяца назад
23
Востсибов

В результате последних громких преступлений на религиозной почве вновь становится актуальной тема религии, ее места в обществе, и необходимости проработки рефлексии на такие события, несмотря на то, что они довольно быстро перекрываются другими событиями в информационном потоке. Притом, что...

3 месяца назад
3

Свободные новости